Россия и США откопали топор войны

Читать в полной версии →
Похоже, Россия уже отыграла роль партнера США по антитеррористической коалиции. Ситуация возвращается на круги своя. Скандал с "ножками Буша" – лучшая тому иллюстрация

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели. Пользуясь терминологией астрологов, можно сказать, что минувшая семидневка прошла под знаком курицы. Точнеё, ее окорочков (в простонародье – "ножек Буша"). Неделю назад мы уже обращались к этой теме, предрекая данной истории большое будущее. "Будущее" не заставило себя долго ждать, представ перед нами во всей красе в образе небезызвестного представителя Госдепартамента США Ричарда Баучера. Последний, как и стоило ожидать, яростно вступился за американских кур, переведя вопросы их здоровья и товаропригодности из ветеринарно-торговой плоскости в плоскость межгосударственных отношений. По словам представителя Госдепа, данная тема обсуждалась аж в ходе телефонных переговоров между главой МИДа РФ Игорем Ивановым и Госсекретарем США Колином Пауэллом. Более того, по мнению Баучера, решение российской стороны о прекращении импорта американской курятины может омрачить предстоящую встречу президентов США и России.

Заявление более чем интересное. Президентам двух стран, претендующих на новый качественный уровень взаимоотношений, могло бы помешать военное присутствие одной из них вблизи границ другой, политические разногласия, извечная нефть или что-то не менее глобальное. А тут вдруг не ракеты или разрисованные коммандос в гостях у наших горных соседей, а банальные перекачанные биостимуляторами куры. Причем, заметим, объемы поставок злосчастных окорочков – мизер по сравнению с объемами всего американского экспорта. Но теперь из-за них, если верить Баучеру, новая встреча друзей Владимира и Джорджа может стать далеко не столь непринужденной, как это было недавно на техасском ранчо. Доведись российскому президенту посетить своего заокеанского коллегу сейчас, повели бы его не на экскурсию в племенные конюшни, а прямиком на птицеферму...

Итак, к концу прошлой недели куриный скандал переместился в политическую плоскость. С российско-американской политикой в течение этой самой недели вообще дело обстояло достаточно напряженно. Нам не только дали понять, что американские военные – лучшие друзья грузинских военных, но в конце недели еще и пригрозили атомным оружием. Как известно, в американские СМИ невесть откуда просочилась информация о том, что США не исключают возможности использования ядерного оружия в локальных конфликтах. Причем в список стран, рассматриваемых в качестве потенциальных объектов, против которых может быть использован этот вид оружия, входит и Россия. Вот тебе и дружба и партнерство по антитеррористической коалиции.

На самом деле сенсации здесь никакой нет: наша страна всегда рассматривалась США как потенциальная мишень для ядерного удара, однако об этом не принято было распространяться публично, особенно в годы "потепления" отношений. Упомянутая новость, весьма вероятно, являет собой классический пример информационного "слива", спланированного к определенному времени. Так что президентам будет о чем поговорить даже и без окорочков.

Однако оставим на время политику и вернемся к экономике, то бишь к нашим (вернее, их) курам.

Как известно, российский запрет на ввоз куриных окорочков из США увязывается экспертами с введением американской стороной 30-процентной пошлины на ввоз стали. Хотя российская официальная версия до сих пор остается исключительно ветеринарной, вряд ли кто рассматривает ее серьезно. Но занятая руководством нашей страны позиция абсолютно оправданна. Будучи кандидатом на вступление в ВТО, России негоже прибегать к мерам экономического шантажа. Вместе с тем, не являясь пока еще членом этой всемирной организации, российская сторона не может задействовать весь международный юридический инструментарий, предназначенный для подобных ситуаций. Таким образом, официально апеллируя лишь исключительно к качеству продукта, объективно вызывающему ряд серьезных нареканий, мы можем разыгрывать "куриную карту" в течение достаточно долгого времени.

Вместе с тем, нельзя сказать, что американские заградительные меры на рынке стали были направлены против одной только России. Их жертвами стали многие страны ЕС, а также Япония. Решение Буша вызвало серьезное недовольство среди развитых стран Европы и Азии.

Если ежегодный ущерб от вводимых Америкой мер, понесенный Россией, составит порядка $500 млн., то ЕС, по предварительным подсчетам, может потерять около 2 млрд. евро. Более того, по мнению экспертов, действия США отразятся на итогах переговоров о снижении мирового производства стали, прошедших в Париже. Представители ЕС пригрозили, что в знак протеста против решения американского президента выйдут из этих переговоров. Член Еврокомиссии Паскаль Лами заявил, что ЕС рассматривает возможность принятия ответных мер – например, введение импортных пошлин на товары из США. В первую очередь в их число могут войти сельхозтовары и высокотехнологическая продукция.

Американская сторона, в свою очередь, апеллирует к правилам ВТО, согласно которым страна может ограничивать приток импорта для спасения собственных производителей. Как сообщает The Wall Street Journal, к подобным мерам можно прибегать, если их введению предшествовало резкое увеличение притока импорта. По данным же ЕС, импорт стали в США после 1998 года сократился на 33%.

Одним словом, интрига вокруг "стального скандала" закручивается более чем серьезная. Европейские страны имеют все основания выиграть тяжбу с американцами в рамках правил ВТО. Это поставит промышленный мир в весьма непростую ситуацию. Нынешний американский президент, идя на выборы, обещал отечественным металлургам оградить их от конкуренции извне, что он теперь и попытался сделать. Однако тем самым Буш обострил и без того напряженные экономические отношения между его страной и крупнейшим конкурентом – ЕС. Будучи оспоренными в рамках ВТО, действия американского президента могут бумерангом ударить по Америке. Хотя США остаются величайшей державой мира, совместные санкции со стороны ЕС могут оказаться крайне болезненными для только начавшей восстанавливаться после спада американской экономики. В условиях жесткого экономического противостояния непродуманные действия одной из сторон могут способствовать началу изменения мировой расстановки сил.

Повторим, роль и место России в "стальном противостоянии" отнюдь не в первом десятке. Нет никаких оснований считать, что основной целью введения пошлин стало желание избавиться именно от российского металла. Только вот отечественным металлургам от этого не легче. Правительство, конечно, пытается отстоять их честь, а главное – их доходы. Но средств для этого у него маловато – одни куры.

И хотя курино-металлургический скандал только начался, кое-какие выводы из него можно сделать уже сейчас.

Во-первых, и это весьма неплохо, занятую Россией позицию можно считать единственно правильной. Хотя для США потеря российского куриного рынка, по большому счету, что слону дробина, – создан важный прецедент. В ответ на недружественный выпад в свою сторону Россия заняла грамотную позицию – в пределах своих возможностей и не выходящую за рамки международных правил. Более того, если европейцам удастся в рамках ВТО решить спор в свою пользу, титул главного торгового "беспредельщика" закрепится именно за США.

Второй вывод, увы, куда более печален. Сегодня можно констатировать окончание эйфории, связанной с ожиданиями качественного изменения российско-американских отношений. Похоже, Россия уже отыграла роль партнера по антитеррористической коалиции. Ситуация возвращается на круги своя. Скандал с "ножками Буша" – лучшая тому иллюстрация. Будучи заинтересованными в партнерских отношениях с Россией, США не стали бы раздувать весь этот популистский куриный цирк, оставив его в рамках текущих хозяйственных вопросов. Стратегические партнеры стоят непомерно дороже куриных ног. Стало быть, на данном этапе у США нет необходимости в таком партнерстве с Россией.

Многие эксперты отмечают, что действия американского президента зачастую продиктованы интересами различных влиятельных групп. Стальное лобби уже получило свое; на очереди, судя по всему, лобби военно-промышленное. Последние события, как-то: обнаружение "оси зла" в азиатском регионе, "вброс" информации об изменении статуса ядерного оружия и потенциальных целях ядерных ударов – говорят о формировании масштабного образа врага, столь необходимого для эскалации военных расходов. Итоги антитеррористической операции показали, что пресловутый бен Ладен со своей "Аль-Каэдой" на полноценного врага не тянут, даже если к ним присовокупить всю "ось". Другое дело Россия и Китай. А коль есть враг, значит, есть расходы на оборону и, как следствие, плавное выведение экономики из спада. Производство высокоточных ракет и самолетов предпочтительней строительства курятников, хотя и те в обиду стараются не давать. А России найдено более эффективное на данный момент применение, как всегда классическое – в роли врага.

С новой рабочей неделей, господа.

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей