Янки лезут в среднеазиатский песок

Читать в полной версии →
Усиление присутствия американцев в Средней Азии с точки зрения России - неизбежное зло. В этих условиях оптимальным стали бы договоренности среднеазиатских государств с Вашингтоном, при которых янки получили бы гарантированный доступ к военным базам, но не стали бы их делать своими

Американцы все еще колеблются, как долго им следует столоваться в Средней Азии, и как глубоко кооперироваться с местными властями в области экономической, политической и военной. Уже сегодня в Белом доме Джордж Буш примет узбекского президента Каримова, представляющего наиболее сильную страну региона. Эксперты полагают, что неясная политика администрации в плане дальнейшего присутствия американских военных в регионе получит в ходе встречи ясное толкование. Буш и Каримов намерены подписать Декларацию о стратегическом партнерстве между Узбекистаном и США. "Установление между Узбекистаном и США отношений стратегического партнерства включает и интересы тех стран, которые хотят видеть Центральную Азию мирным спокойным регионом, откуда не будут исходить угрозы. Вот под таким углом зрения надо видеть этот визит", - передают слова узбекского президента информагентства.

Администрация США стоит перед великим искусом влезть в Среднюю Азию по самое не балуй. Кажется, что этому ничего не препятствует. Государства региона благосклонно относятся к усилению западного влияния по многим причинам. Во-первых, потому что Запад сильный, что ценно само по себе, даже в отрыве от тех реальных благ, что эта мощь сулит для Ташкента, Бишкека или Астаны. Во-вторых, экономическая помощь тех же США вполне приветствуется: тот же Каримов готовится принять от Вашингтона первый взнос - $160 миллионов. Сумма не то чтобы большая, но намерения имеют собственную цену. В-третьих, некоторые среднеазиатские правители не прочь разменять критику Запада насчет небесспорных методов управления народами на более конструктивное присутствие этого Запада на военных базах и в казармах их государств. Наконец, в-четвертых, США, не на шутку связавшие внешнюю политику на ближайшие годы с борьбой против исламского терроризма, смогут обеспечить среднеазиатским режимам устойчивость в условиях постоянной угрозы фундаменталистских движений.

Такими образом, США, имея приятную во всех отношениях Среднюю Азию с одной стороны, и покладистую Россию, на деле не препятствующую их проникновению в этот регион, с другой. Американские "ястребы" не первый месяц удивляются, почему это до сих пор не сделано. Ведь не российских же военных боится Вашингтон…

В связи с этим в одном из последних номером влиятельной The Washington Post приводится аргументация в защиту политики "невползания" Соединенных Штатов в Среднюю Азию. Евразийский альянс производителей газа, соглашение о котором недавно подписали Россия, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан, приводит один из таких аргументов: уж слишком сильно друг от друга (в том числе и от России) зависят партнеры в этом альянсе, который, в виду его экономической важности, иначе как стратегическим и не назовешь. Другой аргумент, не менее весомый: вся среднеазиатская военная техника полностью зависима от российских запчастей, а это - гарантия приоритетности военного сотрудничества между Россией и среднеазиатскими государствами. У России по военной части вообще много чего важного в этом регионе: помимо Байконура в Казахстане, это и испытательная военно-морская база на озере Иссык-Куль (Кыргызстан), и станция раннего предупреждения пуска ракет в Таджикистане, и вообще многое из того, за аренду чего Москва платит солидные деньги. Американская газета приводит высказывание главы кыргызского МИДа Аскара Айтматова о том, что "дружеские контакты между Россией и Средней Азией стали более интенсивными с момента начала антитеррористической операции". А вы что подумали?…

Усиление присутствия американцев в Средней Азии с точки зрения России - неизбежное зло, которое, собственно, уже состоялось. В этих условиях для нашей страны оптимальным стали бы такие договоренности среднеазиатских государств с Вашингтоном, при которых американцы получили бы гарантированный доступ к военным базам этих стран, но не стали бы делать эти базы своими. Ибо первое - суть тактический резерв на случай всяких там антитеррористических операций, а второе - прямая геополитическая угроза России, которая до сих пор ходит в партнерах США по борьбе с террором.

Отдел политики |
Выбор читателей