Из жизни ястребителей

Читать в полной версии →
В прокат выходят последние фильмы-номинанты на "Оскар". Ридли Скотт рискует получить статуэтку за очередной шедевр – в жанре action. Мастером точно показано, как спецназ убивает бандитов из расчета 1 к 50

Черный ястреб (Black Hawk Down)
США, 2001
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Джош Хартнетт, Эрик Бана, Эван МакГрегор, Том Сайзмор, Сэм Шепард и др.


Ровно неделя остается до вручения призов Американской киноакадемии, а в отечественный прокат поочередно выходят последние фильмы прошлого сезона, номинированные на эту престижную награду.

В четверг стартует если и не фильм года, то, по моему глубокому убеждению, зрелище года. Еще раз приходится удивляться, насколько опережает голливудский кинематограф все мировые достижения этой индустрии, вместе взятые. Можно по-разному относиться к Америке, но в смысле кино это иная цивилизация.

В данном случае речь пойдет о последнем фильме крупнейшего мастера американо-британского кино Ридли Скотта. На сей раз он представил крупнобюджетный ($95 млн.) проект о локальной войне американских коммандос с сомалийским диктатором Айдидом летом 1993 года. Точное название – "Падение Черного ястреба" ("Black Hawk Down", далее BHD) – отражает один эпизод военной операции, когда боевики мятежного генерала, по сути дела террористы, в результате штурма рынка столицы Могадишо сбили из стингеров два вертолета ВВС США.

Собственно, об этом единственном штурме (правда, самом кровавом для армии США со времен вьетнамской войны) Ридли Скотт и снял 2,5-часовое полотно, с которым по техническому исполнению на сегодняшний день вряд ли можно что-либо сопоставить.

Прославленный режиссер, мэйджер американской киноиндустрии и вместе с тем один из столпов так называемого "авторского кино", демонстрирует на сей раз свое уникальное мастерство вне концептуального сценария.

До сих пор Ридли Скотт, за небольшим исключением, снимал фильмы-манифесты, правда, в основном традиционных развлекательных жанров. Он создал по шедевру почти во всех популярных областях: в фантастике это "Бегущий по лезвию" и первый "Чужой", в феминистской психодраме – "Тельма и Луиза", в жанре horror у него "Ганнибал", в гангстерском боевике – "Черный дождь", а недавно Скотт даже попытался возродить своим "Гладиатором" подзабытый "пеплум". Была и неудачная лента на военную тему – ну не дался с первого раза режиссеру этот орешек. Зато теперь и данный этап с блеском пройден.

BHD – это фильм чистого жанра action, без какого-либо внятного сюжетного конфликта. Естественно, ни одной женской роли. По сценарию это типичный военный боевик, где Зло в лице полчищ наползающих как тараканы черных террористов с "калашами" советско-китайского производства противостоит абсолютному Добру в виде оснащенного модернизированными винтовками М-16 американскому спецназу.

Никакой внутренней коллизии, кроме обоснования в первые 15 минут решения американского командования разворошить и уничтожить осиное гнездо в Сомали, чтоб зрителю было ясно, из-за чего сыр-бор, нет и в помине. Генерал Айдид и его приспешники не дают жителям своей страны получать гуманитарную помощь, от чего уже померло 300.000 граждан. Это, кстати, сущая правда, фильм снят по реальным событиям. Поскольку войска ООН с задачей не справляются, спецназу США поручено захватить шайку виновных в чудовищном геноциде в плен. Для этого спецподразделение "Дельта", человек 30, при поддержке с воздуха трех "Ястребов" и десятка маленьких вертолетиков Сикорского, а также особого батальона морских пехотинцев пускается на штурм хорошо укрепленного района столицы Сомали. По расчетам командования, вся операция должна занять полчаса. Высадка десанта по наводке информатора в район, где назначена встреча боевиков, захват всех в плен, погрузка их в бронетранспортеры, отход на базу в нескольких километрах от столицы. Вот, собственно, и вся проблема. Но не учло командование, что террористов в том районе Могадишо оказывается больше, чем патронов у спецназа.

Поскольку военных фильмов в США была снята отдельная большая куча, Ридли Скотт не ставил задачи показать моральный или там психологический аспект борьбы Добра и Зла или, скажем, неоднозначность и противоречивость солдатской работы и тому подобное. Всего этого в BHD нет даже в помине. Есть одно – штурм и война в городе.

Скотт в каком-то смысле пошел по пути, пройденному нашим кинематографом на примере фильмов о Великой Отечественной, где по ходу наблюдается лишь борьба хорошего с лучшим. Вы не увидите тут ни подлого сержанта, расстреливающего каких-нибудь негритянских детишек, ни противостоящего ему бравого джи-ай, при одной мысли о том, что надо отстрелить башку противника, впадающего в ностальгию по деревенской жизни на Среднем Западе. Здесь всё просто, как пехотная мина.

Мощный творец новой американской, а если еще шире – западной мифологии, Ридли Скотт показывает на экране "как это делается".

Первые кадры разъясняют необходимость высадки коммандос, после чего два часа перед нами игра Counter Strike по-взрослому. На самом деле американцев погибло 19 человек, айдидовцев – около 1000. Прикиньте соотношение. Кажется, что дотошно показаны все случаи гибели спецназа, вкупе с потерями боевой техники. На последнем сделан упор.

Я такого размаха, если честно, в кино не видел со времен "Титаника". Единственный гранд, кто отважился на такую детальную реконструкцию войны в последнее время, был Спилберг с его "Рядовым Райаном", но все же Скотт его явно переплюнул в масштабе. Хотя эти фильмы похожи. По сути, BHD вместил всю ситуацию спилберговского блокбастера в несколько сцен и пошел дальше. Причем авторы отбросили ненужную на сей раз рефлексию на тему надо/не надо жертвовать многими ради спасения/уничтожения одного.

Генерал приказал своей "Дельте": никого на поле боя не оставлять, даже мертвых. "Хо" или не "хо"? "Хо!" – ответили бравые береты. И понеслось...

В BHD, по идее, все разворачивается документально – известно, что вертолетов погибло столько-то, рынок стерли в пыль, пленных брали напрасно, командир, потерявший бойцов, подал в отставку лишь спустя год, когда Айдида таки вычислили и замочили, а единственного пленника-пилота того самого "Ястреба" через 11 дней освободили.

Вы спросите, а что собственно происходит на экране два часа? Я же сказал – невероятное зрелище, фантастическое по размаху и художественному воздействию. Поскольку снимал маэстро.

Во-первых, сумасшедшие спецэффекты. Ощущение как на аттракционе: все горит, взрывается, пули у виска свистят, вертолет падает прямо на тебя. С точки зрения визуальной совершенно непонятно, как это сделано, но ясно, что все 95 миллионов потрачены до последнего цента. Суперзвезды в фильме не играют, из чего следует – почти весь бюджет пошел на создание "эффекта присутствия". Это надо видеть и слышать, а словами описать невозможно. Ни в коем случае не смотрите на видео, ибо бессмысленно.

Во-вторых, рука мастера создала множество ярких и запоминающихся эпизодов, дающих фору всем сюсюкающим лентам о войне. В частности, то и дело вкрапляются как бы документальные кадры, например, лица сомалийских детишек, на которых обрушивается кошмар войны. Эти довольно трогательные сцены никак специально не комментируются. Хотя их в фильме строго дозированное количество, поскольку съемки очень натуралистичные, повсюду море крови и куча трупов, они перебивают дыхание, выводя зрителя за пределы чистого зрелища.

В-третьих: вся эта заваруха не лишена своеобразного веселья, этакого солдатского куража и пафоса. Смотрится подобное отношение к происходящему весьма органично, и нигде война не превращается в "сопли в сахаре".

Без героев-суперменов, конечно, невозможно снимать подобные мифы, но когда за дело берется такой специалист, как Ридли Скотт, традиционный пафос уплотняется до размеров картинки, не перехлестывая через край и не вызывая икоты отторжения.

В принципе, сравнивая этот фильм с чем-либо подобным у нас, на ум приходит, скажем, "Чистилище" А.Невзорова, правда, без стенаний по поводу жестокости врага и общего гниловатого символизма. Хотя сцена с оторванными напрочь ногами или смерти от потери крови тоже имеется. Только снято все на принципиально ином техническом и художественном уровне. Местами довольно натуралистично и жутковато, но главное – без традиционного перегруза таких фильмов звездно-полосатым патриотизмом. Вот что радует и делает BHD серьезной претензией на шедевр даже в таком малопочтенном у синефилов жанре.

BHD втягивает публику с первых же кадров и не отпускает до самого конца. Я не большой любитель холостых пуль, дымовых шашек и прочей пиротехнической белиберды в кадре. Но тут и впрямь ощущение, что ты сам нажимаешь на гашетку или надеваешь прибор ночного видения и метким выстрелом выбиваешь мозги врагу; прямо пэйнтбол какой-то!

Все действие показано глазами американских солдат, без лишних сантиментов, и представьте, какие художественные силы надо было привлечь, чтобы это абсолютно неполиткорректное кино (белые американцы пачками убивают черных африканцев) вызвало соответствующий прилив энтузиазма у критиков и прокатчиков.

Операторская работа и монтаж BHD достойны отдельного исследования. Я не понимаю, как это сделано. Вряд ли кто-либо, кроме создателей, сможет объяснить.

Но самое главное, что вы должны учесть, когда пойдете в кино – а я настоятельно советую это сделать, – перед нами авторская лента одного из самых успешных голливудских режиссеров, и это, несомненно, его очередной киноэксперимент.

Не хочется задавать установку, вдруг кому и не понравится, но уверен: BHD – редкий образец фильма в стиле action, этакая заявка на кинематограф нового века, наполненный по уши всеми фирменными авторскими "примочками", благодаря которым Ридли Скотт занимает одно из самых почетных мест в мировом рейтинге.


Премьера 21 марта в кинотеатрах "Кодак-Киномир", "Ролан", "Гавана", "Орион", "Художественный", "МДМ-кино", "Пять звезд", "Киноплекс на Ленинском".

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей