Этот факт оперативники установили только при визуальном контроле. Но на что только не идут новоявленные Остапы Бендеры, чтобы воплотить в жизнь свои криминальные планы. Борцы с "беловоротничковой" преступностью на транспорте России сегодня отдыхают редко. Сводки за этот год так и пестрят сообщениями: "в результате оперативно-розыскных мероприятий...". "Уловы" сотрудников подразделений БЭП транспортной милиции в денежном эквиваленте баснословны. Так, сыщиками ОБЭП Северо-Западного УВДТ задержан скромняга – некий гражданин Рюмин, который организовал контрабандный ввоз на территорию России 18-ти автомобилей путем занижения их стоимости и предоставления подложных инвойсов. Недобор таможенных платежей составил 1 млн. 883 тысячи 196 рублей. Да что рубли!
Например, Среднеуральским УВДТ проводилась операция "Арендатор", в ходе которой возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Ларина, который в период с 1999-го по 2000 год, работая генеральным директором ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство", злоупотребил служебным положением. Злоупотребил по-нашему, по-российски – просто взял и без согласия совета директоров своего АО заключил ряд ничтожных сделок по отчуждению 12 наиболее ценных судов из своей фирмы в ЗАО "Енекс". В результате кораблики "уплыли", а акционеры "Обь-Иртышского речного пароходства" остались у "разбитого причала". Ущерб нанесен в размере $25 млн.700 тысяч.
Подобные махинации в последнее время происходят постоянно. Службы БЭП транспортной милиции МВД России борются с преступлениями в сферах финансово-кредитной системы, приватизации и арендных отношений, внешнеэкономической деятельности, а также оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Только в прошлом году было выявлено около 15 тысяч преступлений. Как сообщили в транспортной милиции, по сравнению с прошлым годом раскрываемость преступлений на потребительском рынке выросла в 2 раза, на 30 процентов – в сфере приватизации и финансово-кредитной системы.
Схемы, по которым действуют преступники, известны. Взять, к примеру, тот же "алкогольный" бизнес. Перевозится алкоголь в основном железнодорожным транспортом. Чуть-чуть арифметики: только на станции московского полигона (Москва и область) ежегодно поступает более 5 тысяч вагонов с "хмельным" грузом. В неделю порядка 100 вагонов. А один вагон – 60 тысяч бутылок. Деньги вокруг этого бизнеса крутятся немалые. И, естественно, много желающих погреть на этом руки. По результатам проверок было возбуждено около 30 уголовных дел, изъято 10 тысяч декалитров фальсифицированной спиртосодержащей продукции, рыночная стоимость которой составляет свыше 5 млн. рублей.
– Фальсифицированный алкоголь идет в основном из Северо-Кавказского региона, – говорит заместитель начальника ОБЭП ГУВДТ МВД России Ирина Чиркова. – Службой БЭП обеспечена стопроцентная проверка всего железнодорожного состава, который следует из этого региона. Независимо от того, какой груз указан в документах, мы проверяем практически каждую единицу подвижного состава. Постепенно, начиная с 1999 года, все меньше фальсифицированного алкоголя перевозится по железным дорогам. Подобный контроль привел к тому, что произошло смещение перевозки незаконного алкоголя в сферу автотранспорта. Можно сказать, мы его попросту выжили "с рельсов".
Достаточно сложной остается ситуация и с драгоценными металлами. Только в Сибири в этом году было два крупных уголовных дела, изымался шлам (отход продукции Норильского горно-металлургического комбината) с высоким содержанием золота. Злоумышленники везли в Архангельск 6 картонных коробок общим весом в 160 кг. В коробках был шлам, 75% которого составляло золото. Кроме этого, Сибирским УВДТ был изъят из незаконного оборота шлам с высоким содержанием золота, платины и серебра на общую сумму около 17 млн. рублей. Воровство такого рода отходов стало повсеместным явлением в этом регионе. Об этом свидетельствует и довольно курьезный случай, связанный с расследованием одного из "шламовых" дел. Сотрудники ОБЭП Сибирского УВДТ осуществляли оперативную разработку, в ходе которой вышли на группу лиц, совершивших хищение шлама и пытавшихся произвести его транспортировку по России. После задержания подозреваемых опера узнали о том, что часть похищенного шлама хранится в гараже одного из фигурантов. Сыщики приехали по адресу. Вот только по ошибке вскрыли не тот гараж, а соседний. И нате вам! – обнаружили 2 мешка шлама. Ну, вроде как чертыхнулись, зато параллельно выявили еще один факт хищения "драгоценного отхода". Вскрыли следующий бокс – и снова не тот. Но ошибка эта вновь принесла неожиданный для оперативников результат: опять был найден припрятанный шлам. В искомый гараж сыщики попали с третьей попытки, хотя предыдущие были не менее продуктивными.
Ну, а если посмотреть в целом на стратегическую карту ведения "боевых действий" транспортных ОБЭПов, то она будет выглядеть следующим образом. Из общего количества всех выявленных преступлений в сфере экономики в прошлом году 77,6% совершено именно на объектах железнодорожного транспорта. В том числе: 520 фактов взяточничества, около 1300 должностных преступлений, 290 противоправных действий в сфере коммерческой деятельности.