Конечно, футбол в ЮАР был, а вот футбольной сборной такой страны не существовало. Причиной тому – политика апартеида, которая культивировалась в Южно-Африканской Республике. Команды Черного континента категорически отказывались встречаться с южноафриканцами, а ФИФА не принимала Федерацию футбола ЮАР в свои ряды. Зато в это же время спортсмены ЮАР добились немалых успехов в крикете, гольфе и особенно в регби. Именно регби считается в ЮАР спортом "номер один", но мировые веяния все-таки докатились и сюда. Фредерик де Клерк, объявивший в начале девяностых политику расовой терпимости, во многом повторил судьбу Михаила Горбачева: его обожали за рубежом, но ненавидели на родине. Так или иначе, именно де Клерк выпустил в большую жизнь южноафриканский футбол.
В 1991 году в ЮАР была основана национальная Федерация футбола, а в 1992-м она была принята в ФИФА. В национальной сборной страны бок о бок играли белые и черные. При этом выяснилось, что в ЮАР очень здорово играют в футбол. Приветствуя сдвиги в отношении расовой терпимости, Африканская Конфедерация футбола отдала проведение Кубка Африканских наций именно ЮАР. Действующие чемпионы Африки, сборная Нигерии, из-за внутренних противоречий на континентальное первенство не пожаловали, а потому у хозяев чемпионата появлялся дополнительный шанс. И они им воспользовались – новый президент ЮАР Нельсон Мандела восторженно приветствовал победу соотечественников на Кубке Африки. Тогда же мир узнал и неформальное прозвище футболистов сборной ЮАР – оказывается, на родине их называют "Бафана-бафана", что в переводе с одного из местных наречий означает что-то вроде "Молодцы, ребята!" или "отличные парни".
Меньше чем через два года последовал новый успех – команда, составленная из африканеров и зулусов, благополучно пробилась на чемпионат мира. Правда, этот успех был достигнут уже без участия тренера-триумфатора 1996 года Клайва Баркера – к руководству национальной сборной пришли местные авторитеты, среди которых выделялся Йомо Соно, тот самый, что по возвращении из США основал в ЮАР команду "Йомо Космос" (в память о нью-йоркском "Космосе", почившем в бозе осенью 1982-го вместе со всей Лигой американского футбола). На чемпионате мира-98 сборная ЮАР выступала уже под руководством француза Филиппа Трусье, который ныне руководит сборной Японии. Там южноафриканцы начали с поражения от команды Франции 0:3, затем сыграли на равных с датчанами 1:1, после чего, поделив очки с аравийцами (2:2), благополучно покинули мировое первенство. О южноафриканцах на время забыли, но они вновь напомнили о себе, пробившись на чемпионат мира 2002 года.
По дороге на чемпионат мира южноафриканцы сначала устранили команду Лесото в двухраундовом поединке – 2:0, 1:0 (в этих матчах команда играла под руководством местного специалиста Тротта Молото), а затем вышли победителями двухкругового турнира с участием сборных Зимбабве, Буркина Фасо и Малави. Группа южноафриканцам попалась, справедливости ради скажем, не самая сложная, и в шести играх сборная ЮАР одержала пять побед, лишь однажды сыграв вничью.
Этого успеха "Бафана-бафана" добились уже под руководством Карлуша Кейруша, известного португальского специалиста, который в свое время дважды приводил молодежную сборную Португалии к титулу чемпионов мира. Предполагалось, что именно он и повезет южноафриканцев на поля Дальнего Востока. Однако с Кейрушем сборная ЮАР на недавнем Кубке Африканских наций не смогла пройти дальше четвертьфинала, что посеяло в стране первые зерна недоверия к его кандидатуре. Дальше горячий португалец сам пошел на конфликт с руководителями южноафриканского футбола и в итоге был вынужден уступить свой пост одному из них – 45-летнему Йомо Соно, который во второй раз в своей карьере возглавил национальную сборную страны.
Едва приняв сборную, Соно тут же пошел на эксперимент, выставив в товарищеском матче со сборной Саудовской Аравии резервный состав, включавший в себя лишь трех футболистов, выступающих за пределами ЮАР. Однако дублеры подвели опытного тренера: проигрывающие всем подряд аравийцы сумели взять верх над экспериментальным вариантом сборной, и на товарищеский матч со сборной Грузии Соно вызвал уже всех лучших. Кстати, в их числе оказались и Якоб Лекхето с Беннетом Мнгуни, выступающие за московский "Локомотив". Встреча со сборной Грузии состоится завтра, 27 марта.
В связи с последними изменениями на тренерском мостике сборной ЮАР назвать сейчас тот состав, в котором она будет выступать в Японии и Корее, едва ли возможно. Тем не менее, рискнем предположить, что вратарский свитер с первым номером будет отдан Хансу Вонку из голландского "Херенвена". Вонк стал членом сборной ЮАР незадолго до чемпионата мира 1998 года; до того ворота "Бафана-бафана" защищал опытный Андре Арендсе, с которым сборная выиграла Кубок Африканских наций 1996 года. Он и сейчас изредка появляется в воротах сборной, но ему все чаще приходится уступать место не только Вонку, но и своему ровеснику Джону Тлале, а также Эмилю Бэрону, выступающему в норвежском "Лиллестреме".
В обороне южноафриканцы обычно следуют системе "четыре в линию". За место на левом фланге обороны соперничают "наш" Лекхето и талантливый Арон Мокоена из бельгийского "Жерминаля". В центре обороны могут сыграть памятный по ЧМ-98 "счастливчик" Пьер Исса (марсельский "Олимпик" он сменил на английский "Уотфорд"), Брэдли Карнелл ("Штутгарт", Германия), а также ветеран "Бафана-бафана" Лукас Радебе ("Лидс", Англия), который одно время заявлял о своем расставании с национальной командой, но сейчас вроде бы переменил решение. Пять игр в отборочном цикле провел за сборную защитник датского "Люнгбю" Франк Схуман, но в январе его клуб обанкротился и Схуман лишился игровой практики. Сейчас он занят поисками нового клуба. Неизвестно, сможет ли сыграть на чемпионате Марк Фиш – в отборочном цикле сборная обошлась без его услуг. В отсутствие ветеранов все громче заявляют о себе такие относительно малоизвестные футболисты как Дэвид Каннемейер ("Кайзер Чифс"), Мэттью Бут ("Мамелоди Сандаунз") и Джон Мабизела ("Орландо Пайрэтс"). Одному из этих защитников Соно, видимо, и доверит место на правой бровке.
Наиболее яркая фигура в средней линии южноафриканцев – Квинтон Форчун, все чаще появляющийся в основном составе самого "Манчестер Юнайтед". Рядом с ним в центре полузащиты могут сыграть опытные Эрик Тинклер ("Барнсли", Англия), Хелман Мкалеле ("Гезтепе", Турция) и Джон Мошеу ("Бурсаспор", Турция). Оба этих футболиста, отпраздновавших свой триумф на Кубке Африки 1996 года, уже перешагнули тридцатилетний рубеж и давно прошли пик своих возможностей. На их место претендует целый ряд молодых, честолюбивых футболистов, таких как Ябу Пуле ("Кайзер Чифс"), Бенедикт Вилакази ("Орландо Пайрэтс") и Альфред Фири ("Самсунспор", Турция). Не исключено, что в заявку сборной войдет хорошо знакомый россиянам Макдональд Муканси, пробовавшийся этой зимой в московском "Спартаке", а ныне выступающий за болгарский "Локомотив" из Софии. Вероятно, мы увидим на чемпионате мира Стивена Пинара, изредка появляющегося в составе знаменитого амстердамского "Аякса", а также новое приобретение московского "Локомотива" Беннета Мнгуни.
По краям у "Бафана-бафана" чаще всего играют Делрон Бакли ("Бохум", Германия) и Сибусизо Зума ("Копенгаген", Дания). Зума по своему амплуа скорее все-таки нападающий, но из-за конкуренции в линии атаки сборной ему часто приходится выполнять функции крайнего хавбека. Кстати, Зума за последнее время добился большого прогресса и по итогам 2001 года был номинирован на звание лучшего футболиста континента.
Если Соно поставит Зуму в линию нападения, то его место на правом фланге полузащиты может занять другой номинальный нападающий – Сиябонга Номвете, выступающий за итальянский "Удинезе". Два других ведущих нападающих команды едва ли годятся для выполнения функций полузащитников: и Бенни Маккарти, и Шон Бартлетт – ярко выраженные форварды, нацеленные исключительно на взятие ворот соперника. Бартлетту уже тридцать, он выступает за английский "Чарлтон", в прошедшем отборочном цикле именно он стал лучшим бомбардиром сборной с четырьмя забитыми мячами. Маккарти еще пять лет назад весьма ярко играл в голландском "Аяксе", затем здорово проявил себя на первенстве мира во Франции, после чего в игре молодого форварда наступил спад, продолжающийся и по сей день. Сейчас он в основном сидит на скамейке запасных португальского "Порто".
Если у Маккарти и Бартлетта не заладятся дела на мундиале, то, помимо уже упомянутых Номвете и Зума, в линии атаки сборной способны сыграть опытнейший Филемон Масинга ("Аль Вехда", ОАЭ), Тебехо Мокоена ("Санкт-Галлен", Швейцария) и быстро прогрессирующий Брэдли Огаст ("Сантос").
Учитывая организационные неурядицы, которые обычно преследуют африканские сборные, а также смену тренера незадолго до первенства мира, едва ли можно предсказать сборной ЮАР долгую жизнь на полях Кореи и Японии. И хотя группа у южноафриканцев объективно не самая сложная (им выпало играть вместе с командами Испании, Словении и Парагвая), даже в такой компании подопечные Йомо Соно выглядят явными аутсайдерами. Но вспомним, что и перед Кубком Африканских наций 1996 года "Бафана-бафана" никто не считал фаворитом, однако южноафриканцы неожиданно выиграли турнир. Так что от "отличных парней" можно ожидать чего угодно.