Эксперты полагают, что ваххабиты на Северном Кавказе снова усилили агитацию среди населения. Помимо Чечни и Дагестана, где в последние годы ваххабизм приобрел значительное число последователей, напряженная обстановка сохраняется в Карачаево-Черкесии. Осенью прошлого года судом Карачаевска был осужден Казбек Шайлиев, "имам" ваххабитской мечети, которую он создал в бильярдном клубе. По данным правоохранительных органов, Шайлиев три года возглавлял в Карачаевске джамаат ваххабитов "Мусульманское общество №3". В свое время главой этой секты был Ачимез Гочияев – один из организаторов и исполнителей взрывов в Москве в сентябре 1999 года. Ранее – с 97-го года – Гочияев по рекомендации чеченских "шейхов" возглавил первую в Карачаево-Черкесии мечеть ваххабитов, организовав общины в Джугуте, Адыге-Хабль, Учкекене, Черкесске и станице Зеленчукской. Сотни местных ваххабитов прошли подготовку в лагерях Хаттаба в Чечне. До сих пор где-то вместе с Хаттабом ошивается сильно поредевший "карачаевский батальон".
Антироссийская агитация продолжается и в мечетях Дагестана. Как известно, в сентябре 1999 года Народным собранием был принят закон "О запрете "ваххабитской" и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан". Но сам термин "ваххабизм" не был четко определен, поэтому закон реально не работает. Например, в селах Анди, Гагатли и Риквани Ботлихского района уже месяц в мечетях распространяются слухи о готовящемся нападении отрядов Басаева и Хаттаба, якобы в отместку за активное сопротивление боевикам в 1999 году. Так, несколько дней назад во время проповеди в центральной мечети села Гагатли имам Али Узунов призвал милиционеров из числа молодых сельчан уволиться из ОВД, заявляя, что служба в милиции "...является харамом (грехом), а оружие в руках милиционеров – орудием убийства единоверцев". Мулла поделился и планами: "Совсем скоро в Гагатли будет установлен исламский порядок, а милиционеры – препятствие в этом благородном деле". Одновременно продолжается охота на тех имамов, которые выступили против ваххабизма. В частности, постоянно получает угрозы 73-летний Зайнутдин Дайзиев – имам мечети в селении Кадар Буйнакского района. Ваххабиты так и не простили ему того, что он не позволил им захватить власть в селе. 26 октября прошлого года боевики заложили у дома имама фугас из 155-мм снаряда с детонатором. Теракт не произошел по счастливой случайности.
Из досье "Yтра":
Первым проводником идей ваххабизма в Дагестане стал в середине 80-х годов лидер исламской партии Возрождения аварец Ахмед-кади Ахтаев, проживавший в Средней Азии. Ваххабиты завоевали популярность в Кизилюртовском, Хасавюртовском, Буйнакском, Гунибском, Дербентском, Карабудахкентском районах Чечни. До сих пор в Дагестане функционирует как минимум 14 ваххабитских медресе. Их организации хорошо вооружены. Один из лидеров дагестанских ваххабитов – "амир" Багаудин Магомедов объявлен в розыск за участие в боевых действиях 1999 года. В настоящее время скрывается в отрядах боевиков в Чечне. Моральную и материальную поддержку ваххабитам оказывает экс-депутат Госдумы РФ Надир Хачилаев, неоднократно заявлявший о "едином исламском государстве* в Дагестане" и сионистском заговоре против мусульман Дагестана.
В Чечне деятельность ваххабитов была запрещена в июле 2000 года указом Ахмада Кадырова, который предписывал закрытие ваххабитских мечетей и детских неформальных классов. Однако пропаганда религиозных экстремистов продолжается. Так, в мечети селения Сары-Су Шелковского района во время пятничной молитвы распространяются листовки с призывами о войне с "неверными" за подписями "Ногайский батальон" и "Аргунское ущелье". В некоторых листовках указаны адреса и фамилии местных сотрудников милиции и госслужащих. Кроме того, ряды ваххабитов пополняются за счет чеченской молодежи. Общины боевиков выделяют деньги многодетным семьям и берут мальчиков 10-12 лет "на воспитание". Через год с небольшим подростки превращаются в опытных минеров-подрывников, умеют обращаться с различными видами оружия, владеют основами разведки и тактики действий в городских условиях и горных районах, азами маскировки и топографии. Отдельно структуры ваххабитов готовят курсы девушек-камикадзе. Так, 5 февраля в Грозном была задержана 16-летняя Зарема Инаркаева, которая пыталась пронести бомбу в Заводской райотдел милиции. На допросах она призналась, что обучалась в ваххабитской диверсионной школе вместе с 24-летней Эльвирой Хамидовой, 24-летней Асет Хамидовой и 25-летней Асят Итаевой. Девушек планировали использовать в качестве "живых бомб". 20 февраля трупы Эльвиры и Асет Хамидовых были обнаружены в Черноречье, а труп Итаевой – в Старопромысловском районе Грозного. По некоторым данным, девушки, отказавшись от роли "камикадзе", были убиты по распоряжению "амира" одного из "джамаатов", действующих в Грозном, – Седаева Халида.
Ваххабитский террор в Чечне продолжается с конца 1999 года. Основные жертвы боевиков – русскоязычные жители, "неверные" и "национал-предатели", священнослужители. За два с половиной года от рук ваххабитов в Чечне погибло около 30 мусульманских священников.
* Организация запрещена на территории РФ