В мечетях вербуют боевиков

Читать в полной версии →
Ваххабиты на Северном Кавказе усилили агитацию. Помимо Чечни и Дагестана, где в последние годы ваххабизм приобрел значительное число последователей, напряженная обстановка сохраняется в Карачаево-Черкесии

Ставропольское село Каясула Нефтекумского района расположено в степи, у границы с Дагестаном. На днях здесь был избран новый имам мечети. Как сообщили в Совете по делам экономической и общественной безопасности Ставропольского края, прежнему священнику жители перестали доверять после того, как он в открытую стал агитировать молодежь вступать в ряды ваххабитов. Последовав призыву, несколько молодых людей покинули село и отправились воевать против российских войск в Чечню. Затем часть новоиспеченных боевиков вернулась в село, была амнистирована, но, поддавшись на уговоры муллы, вновь подалась в банды. Что интересно, прежний имам-агитатор был назначен на эту должность сверху – духовным управлением мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. После того, как молодежь снова отправилась на войну, терпение сельчан лопнуло. Новый священник был избран на собрании старейшин села.

Эксперты полагают, что ваххабиты на Северном Кавказе снова усилили агитацию среди населения. Помимо Чечни и Дагестана, где в последние годы ваххабизм приобрел значительное число последователей, напряженная обстановка сохраняется в Карачаево-Черкесии. Осенью прошлого года судом Карачаевска был осужден Казбек Шайлиев, "имам" ваххабитской мечети, которую он создал в бильярдном клубе. По данным правоохранительных органов, Шайлиев три года возглавлял в Карачаевске джамаат ваххабитов "Мусульманское общество №3". В свое время главой этой секты был Ачимез Гочияев – один из организаторов и исполнителей взрывов в Москве в сентябре 1999 года. Ранее – с 97-го года – Гочияев по рекомендации чеченских "шейхов" возглавил первую в Карачаево-Черкесии мечеть ваххабитов, организовав общины в Джугуте, Адыге-Хабль, Учкекене, Черкесске и станице Зеленчукской. Сотни местных ваххабитов прошли подготовку в лагерях Хаттаба в Чечне. До сих пор где-то вместе с Хаттабом ошивается сильно поредевший "карачаевский батальон".

Антироссийская агитация продолжается и в мечетях Дагестана. Как известно, в сентябре 1999 года Народным собранием был принят закон "О запрете "ваххабитской" и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан". Но сам термин "ваххабизм" не был четко определен, поэтому закон реально не работает. Например, в селах Анди, Гагатли и Риквани Ботлихского района уже месяц в мечетях распространяются слухи о готовящемся нападении отрядов Басаева и Хаттаба, якобы в отместку за активное сопротивление боевикам в 1999 году. Так, несколько дней назад во время проповеди в центральной мечети села Гагатли имам Али Узунов призвал милиционеров из числа молодых сельчан уволиться из ОВД, заявляя, что служба в милиции "...является харамом (грехом), а оружие в руках милиционеров – орудием убийства единоверцев". Мулла поделился и планами: "Совсем скоро в Гагатли будет установлен исламский порядок, а милиционеры – препятствие в этом благородном деле". Одновременно продолжается охота на тех имамов, которые выступили против ваххабизма. В частности, постоянно получает угрозы 73-летний Зайнутдин Дайзиев – имам мечети в селении Кадар Буйнакского района. Ваххабиты так и не простили ему того, что он не позволил им захватить власть в селе. 26 октября прошлого года боевики заложили у дома имама фугас из 155-мм снаряда с детонатором. Теракт не произошел по счастливой случайности.

Из досье "Yтра":
Первым проводником идей ваххабизма в Дагестане стал в середине 80-х годов лидер исламской партии Возрождения аварец Ахмед-кади Ахтаев, проживавший в Средней Азии. Ваххабиты завоевали популярность в Кизилюртовском, Хасавюртовском, Буйнакском, Гунибском, Дербентском, Карабудахкентском районах Чечни. До сих пор в Дагестане функционирует как минимум 14 ваххабитских медресе. Их организации хорошо вооружены. Один из лидеров дагестанских ваххабитов – "амир" Багаудин Магомедов объявлен в розыск за участие в боевых действиях 1999 года. В настоящее время скрывается в отрядах боевиков в Чечне. Моральную и материальную поддержку ваххабитам оказывает экс-депутат Госдумы РФ Надир Хачилаев, неоднократно заявлявший о "едином исламском государстве* в Дагестане" и сионистском заговоре против мусульман Дагестана.

В Чечне деятельность ваххабитов была запрещена в июле 2000 года указом Ахмада Кадырова, который предписывал закрытие ваххабитских мечетей и детских неформальных классов. Однако пропаганда религиозных экстремистов продолжается. Так, в мечети селения Сары-Су Шелковского района во время пятничной молитвы распространяются листовки с призывами о войне с "неверными" за подписями "Ногайский батальон" и "Аргунское ущелье". В некоторых листовках указаны адреса и фамилии местных сотрудников милиции и госслужащих. Кроме того, ряды ваххабитов пополняются за счет чеченской молодежи. Общины боевиков выделяют деньги многодетным семьям и берут мальчиков 10-12 лет "на воспитание". Через год с небольшим подростки превращаются в опытных минеров-подрывников, умеют обращаться с различными видами оружия, владеют основами разведки и тактики действий в городских условиях и горных районах, азами маскировки и топографии. Отдельно структуры ваххабитов готовят курсы девушек-камикадзе. Так, 5 февраля в Грозном была задержана 16-летняя Зарема Инаркаева, которая пыталась пронести бомбу в Заводской райотдел милиции. На допросах она призналась, что обучалась в ваххабитской диверсионной школе вместе с 24-летней Эльвирой Хамидовой, 24-летней Асет Хамидовой и 25-летней Асят Итаевой. Девушек планировали использовать в качестве "живых бомб". 20 февраля трупы Эльвиры и Асет Хамидовых были обнаружены в Черноречье, а труп Итаевой – в Старопромысловском районе Грозного. По некоторым данным, девушки, отказавшись от роли "камикадзе", были убиты по распоряжению "амира" одного из "джамаатов", действующих в Грозном, – Седаева Халида.

Ваххабитский террор в Чечне продолжается с конца 1999 года. Основные жертвы боевиков – русскоязычные жители, "неверные" и "национал-предатели", священнослужители. За два с половиной года от рук ваххабитов в Чечне погибло около 30 мусульманских священников.

* Организация запрещена на территории РФ

Олег ПЕТРОВСКИЙ |
Выбор читателей