Вендетта по-американски

Читать в полной версии →
В прокат выходят последние фильмы-номинанты уже прошедшей церемонии "Оскар". Этой картине прочили победу аж в двух главных номинациях – за лучшую мужскую и женскую роли

В спальне (In the Bedroom)
США, 2001
Режиссер: Тодд Филд
В ролях: Сисси Спейсек, Том Уилкинсон


Несмотря на то, что Сисси Спейсек и Том Уилкинсон, две пожилые звезды 70-х, были проигнорированы академиками, сам факт их выдвижения на "Оскар" за главные роли, равно как и участие дебютной ленты бывшего актера второго плана Тодда Филда в самой престижной киногонке сезона, говорит о качестве фильма.

В последнее время в заокеанском кино все чаще проявляется тенденция к ассимиляции богатого европейского наследия. Камерные малобюджетные ленты, типа "Красоты по-американски", становятся оскаровскими лауреатами наравне с блокбастерами. В принципе, я бы не удивился, получи "В спальне" награду, поскольку фильм как минимум не хуже своих конкурентов, выдвигавшихся в категории best picture.

Это типичная "американская трагедия", рассказанная неторопливо и со вкусом. Ставка сделана на актеров, на точное выполнение сценарного замысла, поэтому никаких спецэффектов или дорогостоящих съемок вы тут не увидите. Стандартно-профессиональная работа оператора, художника, монтажера и т.д. Все дело в точной режиссуре и отыгрывании самой истории.

Исполнено всё в типично европейской манере: этакое неторопливое житье-бытье, длинные кадры, крупные планы, много текста, много мелких и второстепенных деталей. В общем, "как в жизни".

В штате Мэн, где, как становится известно из рассказа, на небольших частных яхтах ловят омаров на продажу, сын местного врача и учительницы музыки (людей в возрасте наших родителей) помаленьку рыбачит и крутит роман с разведенной матерью двоих детей. Ее бывший муж – отморозок, местный хулиган, как обычно в таких случаях бывает, постоянно вникающий в личную жизнь экс-супруги на правах отца малышей. Родители, естественно, смотрят на связь сына-выпускника школы с долей недовольства, но, будучи добропорядочными представителями среднего класса, особо к нему не лезут. Тем более что парень вырос, работает в море и вполне самостоятелен.

Правда, по его поведению маме с папой становится ясно, что роман так сильно захватил молодого человека именно в связи с необходимостью защищать возлюбленную от домогательств бывшего мужа, но это лишь еще одно подтверждение его положительности.

В какой-то момент случается непоправимое. Конфликт между мужчинами приводит к убийству. Дальше начинаются необъяснимые вещи. Родители – доктор и учительница, выйдя из ступора, понимают, что виновник трагедии преспокойно гуляет на свободе и чуть ли не смеется над ними, поскольку не только выпущен из-под стражи под залог, но и, будучи сыном местного владельца консервной фабрики, может вообще отделаться легким испугом.

Собственно, тут я предлагаю остановиться, иначе основной point сценария будет преждевременно рассказан. Этот фильм тем и хорош, что заставляет зрителя напряженно ожидать событий, которых, на первый взгляд, произойти не должно.

С одной стороны, упор сделан на психологии характеров главных персонажей – пожилых родителей, у которых судьба отбирает единственного сына. С другой, если бы на этом все и закончилось, как это часто бывает в европейском кино, "В спальне" не претендовал бы на какое-то особое внимание критики.

Да, трагедия разыграна очень подробно и даже слишком затянута. Море слез, еле сдерживаемой и порой прорывающейся истерики, упреков и взаимных оскорблений поначалу могут повергнуть зрителя в уныние. Хотя Сисси Спейсек и Том Уилкинсон в этом фильме играют действительно на уровне "Оскара". Но, как вы понимаете, одного этого было бы мало. В фильме до самых последних кадров сохраняется интрига. Это придает ему своеобразное и в некотором смысле жестокое обаяние.

Американцы, особенно после катастрофы 11 сентября, должны с особым воодушевлением воспринимать такого рода картины, основная мысль которых – зло должно быть наказано, невзирая ни на какие внешние препятствия, политкорректность и так называемые "гуманистические идеалы".

В фильме Тодда Филда трудно не сочувствовать горю, так классно сыгранному замечательными актерами. Посему публика против воли берет сторону тех героев, чью судьбу режиссер сделал заложницей трагических обстоятельств. А поскольку подсознательно мы чувствуем, что вместе с авторами совершаем преступление, по крайней мере нравственное, – трудно оторваться от экрана. В этом невольном, но неизбежном втягивании в сюжет и отождествлении себя с героями и состоит особая прелесть ленты. С одной стороны – невозможность игнорировать страдание семьи (у всех есть дети), с другой – явное преступление любых писаных законов во имя мести и нравственной компенсации непоправимого. Что выбрать?

Социальная и отчасти философская притча, поданная в виде обычной истории, – ход, вполне приветствуемый в контексте современного кино, упорно ищущего новые средства выразительности. В этом смысле для того, чтобы сделать фильм явлением, режиссер очень точно угадал не только художественные приемы – яркую актерскую игру в соединении со скупыми, "европейскими" средствами выразительности плюс сгущенный психологизм, – но и вторгся в глубинные слои коллективного бессознательного американцев.

Затронув так прямолинейно тему кровной мести в "одноэтажной" Америке, Тодд Филд вполне мог нарваться на море обвинений в безнравственности, но вместо этого получил признание и номинации. И это не удивительно: Запад изнемогает от собственного благополучия, которое на поверку оборачивается бесконечной психической травмой и вялотекущей болезнью. Людям жизненно необходим выход эмоций и разрядка. Такими средствами обычно бывают войны и преступления против личности. Или месть. Но в прагматической культуре Запада всяческие попытки защитить себя самому натыкаются на противодействие общества. Этот парадокс и исследуется "В спальне".

Это кино, хоть и не обязательное к просмотру, я все же не советовал бы игнорировать. Помимо высокого актерского уровня, к которому, впрочем, мы привыкли, когда речь идет о первоклассных исполнителях, тут есть о чем подумать. И, полагаю, никто не уйдет из зала разочарованным финалом.


Фильм идет с 28 марта в кинотеатре "5 звезд".

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей