Правительства спешно ищут выход из создавшейся ситуации: разрабатывают программы естественного прироста населения, финансируют научные исследования, корректируют государственную идеологию. На этом фоне демографическая ситуация США выглядит просто взрывом, особенно среди латиноамериканского населения, которое за 10 лет умудрилось прирасти с 22,4 млн до 35,5 млн человек. Опросы общественного мнения показывают обеспокоенность американцев столь быстрым темпом роста населения. Не удивительно, что губернатор Калифорнии Грэй Дэйвис решил предоставить женщинам штата возможность бесплатного получения противозачаточных средств. По мнению местных обозревателей, благодаря изданному на сей счет закону, Дэйвис собирает дивиденды в виде популярности среди женщин в преддверии избирательной кампании.
Ставка хороша, спору нет. Подобный жест прибавил бы очков любому политику, вне зависимости от демографической ситуации. По данным все той же статистики, в Великобритании, например, ежегодно беременеют 90 тыс. девочек, не достигших совершеннолетия. Половина из них делает аборт. Статистика среди взрослых женщин гораздо менее удручающая, однако факт ее существования говорит о том, что проблема нежелательной беременности удовлетворительно не решена. При отсутствии противозачаточных средств наступление беременности контролировать практически невозможно. И для той части населения, которая не может позволить себе использование высококачественных препаратов, аборт остается единственным способом планирования семьи, поскольку низкокачественные средства часто дают "осечки" и с регулярностью, достойной лучшего применения, приводят женщину к хирургическому креслу.
Реакция на калифорнийский прецедент противников абортов предсказуема. Оставим в покое моральный аспект. Право женщины на аборт признано большинством стран мира. Отказ в этом праве, как и любой шаг к прошлому, будет означать регресс общества. Проблему нужно решать иначе, в идеальном варианте она вообще не должна возникать, и современные противозачаточные средства при грамотном их использовании – и есть тот самый идеальный вариант. Можно сколько угодно говорить о том, что калифорнийский губернатор спекулирует наиболее острыми общественными проблемами, однако нельзя не признать, что такая спекуляция взаимовыгодна. Едва ли найдется женщина, которая откажется предохраняться от нежелательной беременности, если, конечно, над ней не довлеют религиозные соображения, однако в этом случае каждая беременность должна быть для нее желанна.
Именно это соображение заставляет развитые европейские страны продолжать исследования в области разработки наиболее безопасных и надежных средств контрацепции. Ибо степень свободы личности, в том числе свободы построения отношений с обществом (чем, в сущности, и является создание семьи как социально значимого элемента) - это один из основных показателей общего уровня развития государства. Демографическая ситуация не должна диктовать женщине те или иные свободы, в противном случае о свободе не будет речи вовсе. И переживающая кризис Европа ищет иные пути прироста населения. Кто ищет, тот найдет. Это отрадно.
Иная ситуация в России, где ежегодно производится 3 млн абортов и 60% женщин прерывают таким образом первую беременность. Статистика свидетельствует не только об общем уровне безалаберности россиянок, но и о неподготовленности девушек ко взрослой жизни. Инфантильность "оберегаемых" от необходимой им информации детей приводит к увеличению не только количества абортов, но также и количества разводов в семьях, имеющих детей, что, опять-таки, не способствует демографической стабилизации. Две-три попытки создания семьи к 30 годам и матери-одиночки – это нормальная и грустная практика нашего общества.
В то же время ни для кого не тайна, что молодые россияне часто вступают в брак именно вследствие наступления преждевременной, незапланированной беременности. Такое положение вещей ни в коем случае нельзя считать приемлемым вариантом роста населения. Дети должны быть желанны, иначе они будут страдать. Все прекрасно понимают, малыши страдать будут, но не все соглашаются с тем, что их потенциальные страдания – повод для планирования семьи. Все чаще и чаще звучат реплики на тему того, что дети должны быть вообще, а желанны они или нет – вопрос второстепенный. На фоне акции калифорнийского губернатора можно было бы долго сравнивать положение женщины в Штатах и в России. Но к чему говорить, если и так все ясно?