Исключения, пожалуй, составляют только люди в ожидании "скорой": тут хочешь не хочешь, а дверь открыть придется, причем задолго до прибытия кареты. Дети – тоже "естественная" группа риска, поскольку их жизненный опыт еще не позволяет адекватно судить о справедливости требований родителей, в частности о запрете открывать дверь незнакомцам. Но когда в подобную ситуацию попадает молодая здоровая женщина, остается только недоумевать.
В полночь (!) в квартиру 22-летней (!) жительницы Кривого Рога позвонил молодой человек, представившийся... щас скажу... работником ЖЭКа. Ни разу не смутившись, гражданочка радостно распахнула дверь. О чем были ее мысли в тот момент, она, скорее всего, и сама рассказать не сможет. Но вообще милиции есть над чем задуматься. Коль скоро женщина в полночь открывает дверь незнакомцу "из ЖЭКа", имеет смысл предположить, что эта женщина – иностранный резидент, ее квартира – явка, а "из ЖЭКа" в данном случае означает пароль. Второй вариант – патологическое женское легкомыслие. Любая другая причина – из области того самого запредельного, трансцендентного, необъяснимого, которое заставляет граждан совать последние деньги цыганке-гадалке, с замиранием сердца следить за развитием событий в "лохотроне", преданно смотреть в глаза "доброй бабушке Василисе – колдунье в тридцать пятом поколении" и, разумеется, открывать ночью двери кому попало.
Как, должно быть, удивилась дамочка, когда заинтриговавший ее своим полночным визитом "сотрудник ЖЭКа", едва переступив порог, превратился в банального налетчика! Удивление ее было настолько велико, что вылилось в душераздирающий крик, помешавший грабителю спокойно и обстоятельно избавить мисс Доверчивость Кривого Рога от излишков частной собственности.
Пришлось применять силу. "Сотрудник ЖЭКа" и его голосистая жертва боролись долго и качественно – до тех пор, пока в квартире не появились другие сотрудники – их вызвали разбуженные соседи. Они-то, оперативники, и положили конец этой драме.
Если вы думаете, что под соусом попытки ограбления здесь размещена первоапрельская шутка, мои вам поздравления: вы едва ли попадете в такой же переплет. Но любителей приколов ждет разочарование. История эта не выдумана. Существуют и дамочка – любительница ночных гостей, и 30-летний грабитель, и соседи с милиционерами, благодаря которым "все, что нажито непосильным трудом", осталось где лежало.
И это, пожалуй, самое печальное в нашей истории – ее реальность. Очередной из бесчисленных примеров насилия, которое было спровоцировано самой жертвой: покорно открытая дверь, доверчивое согласие зайти "на чашечку кофе", легкомысленная прогулка в безлюдном ночном переулке... Мы беспечны настолько, что ни статистика, ни постоянные предупреждения правоохранительных органов, ни печальный опыт знакомых, соседей, друзей не в состоянии повлиять на нас до тех пор, пока трагедия не случится с нами лично.
Что это? Лень подумать? Лень лишний раз задать себе вопрос о возможных последствиях?
Количество неврастеников и психически больных людей растет с катастрофической быстротой. Еще одна невыдуманная история: на темной улице избили, поранили ножом и ограбили девушку. С тех пор она боится ходить по улице и даже подходить к телефону. У несчастной искалечена психика. Но вот вопрос: почему это произошло? Что заставило девушку идти по темной улице, где некого позвать на помощь и где подонки могут безнаказанно ограбить и избить?
Предвижу возмущения и возражения самого разного рода. Она, допустим, могла возвращаться с работы. Но, уважаемые, с работы обычно возвращаются в такое время, когда улицы полны людьми, а если путь проходит через безлюдный район, не логичнее ли для юной барышни попросить кого-нибудь о том, чтобы ее встречали возле остановки транспорта? Если же девушка торопилась домой после вечеринки или встречи с подругой, то что помешало ей уйти раньше или в крайнем случае остаться ночевать там, где застала ночь, – даже вопреки желанию родителей?
Единственный ответ – это страх. Это он гонит человека в темный переулок и заставляет открыть дверь на властное: "Из ЖЭКа!". Страх опоздать домой (мама заругает!). Страх испортить отношения с мужем или женой (не дай бог заподозрит в измене!). Страх нарваться на неприятности с коммунальными службами или милицией (а вдруг я не открою, а меня потом по судам затаскают!). И ведь этот страх, что самое ужасное, поощряется – все теми же мамой, женой, мужем. А что касается коммунальных служб и милиции, то страх перед ними сидит в нас еще со времен СССР. Мы привыкли бояться испортить с кем-либо отношения настолько, что хорошие отношения стали для нас ценнее собственного здоровья, ценнее даже самой жизни. Мы покорно идем по ночным улицам, дрожа от страха опоздать и быть избитыми одновременно. И до тех пор, пока идем, не будет ни конца ни края насилию в темных переулках, ограблениям в подворотнях, ночным убийствам на задворках.
История, с которой началась эта статья, закончилась хорошо. Грабителя ждет суд. Женщина не пострадала. Ее собственность на месте. Слава советским строителям, штамповавшим уродливые коробки с картонными перегородками вместо стен, где так хорошо слышно каждое слово соседей!