Политкорректность правит бал

Читать в полной версии →
"Бал монстров" – один из самых политкорректных, драматичных и пронзительных фильмов последнего времени с выстраданным голливудским хэппи-эндом. "Гринпис" должен быть доволен

Бал монстров (Monster's ball)
США, 2002
Режиссер: Марк Форстер
В ролях: Билли Боб Торнтон, Холли Берри, Питер Бойл, Хит Леджер


"Бал монстров" – абсолютный мэйнстрим, собравший награды Берлинале и Оскара-2002 (и в том и в другом случае за лучшую женскую роль – актрисе Холли Берри). Один из самых политкорректных, драматичных и пронзительных фильмов современности с выстраданным голливудским хэппи-эндом – "Гринпис" должен быть доволен.

Только давайте сразу договоримся, что я буду употреблять слова "негр", "негритянка", "чернокожие", "мулаты" и проч. Меня еще в школе так учили на уроках про дружбу народов, а к слову "афроамериканцы" я так и не привыкла.

Джорджия, палимая жестким солнцем Джорджия взращивает не менее жестких людей. Джорджия – оплот неполиткорректности.

Итак, в центре внимания типичная семья южных расистов, потенциальных рядовых ку-клукс-клана. Три поколения: дедушка (Питер Бойл) на пенсии, папа (Билли Боб Торнтон) в расцвете лет и сынок (Хит Леджер), разочарованный юнец. Жизнь семейка положила на то, чтобы не любить своих негритянских соседей, и с возрастом это умение достигает совершенства. Ну, они не то чтобы отлавливают негров и развешивают на деревьях, но настоятельно предупреждают с ружьем в руках: "Я не хочу, чтобы твои дети ходили по моей земле". Семья вообще с богатыми традициями: потомственные тюремные надзиратели, в чьи обязанности входит проводить приговоренного к смерти на электрический стул и нажать рубильник. А еще в особенностях этого клана значится доведение жен до самоубийства и патологическая ненависть к собственным сыновьям. Рано или поздно этот порочный круг должен быть разорван, попытку чего и предпринимает сынок Санни, застрелившийся на глазах у отца, после того как сдрейфил и не смог нажать рубильник во время казни очередного смертника-негра. Папа Хэнк ему слабости не простил, и Санни со словами "я люблю тебя, папочка" спустил курок.

Неожиданно трагедия пойдет Хэнку на пользу – он пустится во все тяжкие, уйдет с работы, влюбится в мулатку и отвезет своего отца в дом престарелых, потому что пенсионер новую подружку сына, мягко говоря, не одобрил и даже пытался с ней скабрезно шутить по поводу "черного мясца".

Вот интересно: если б герой отправил своенравного папашу в богадельню из-за белой женщины – в чем тогда была бы политкорректность?

Но основная интрига отношений Хэнка и Летишии не в разном цвете кожи и не в лишении их союза родительского благословения. Летишия – вдова того самого негра-смертника, казненного не без участия Хэнка. Она тоже потеряла недавно сына – его сбила машина, и мальчик умер на руках у нее и у Хэнка, согласившегося отвезти их в больницу. И главный сюжет – это мучительная попытка бесконечно одинокой и несчастной женщины найти защиту у такого же бесконечно одинокого и несчастного мужчины. Стремительная история любви подарит зрителю незабываемое впечатление от невероятно продолжительного полового акта и прочих изысков.

Бал монстров – так называется последний день приговоренного к смерти, когда ему устраивается прощальная вечеринка: смертнику приносят лучшую выпивку, кормят его лучшей едой, выполняют "последнее желание" и всячески пытаются скрасить прощание с жизнью – мрачноватый гуманизм, отточенный до автоматизма. И мрачноватая аллегория на жизнь тех, кому не суждено назавтра умереть, а предстоит продолжать свой путь.


Фильм можно увидеть в кинотеатре "35 мм" с 28 марта.

Евгения ПЛЯШКЕВИЧ |
Выбор читателей