...В Краснодаре больному перелили кровь соседки, не взяв предварительно на анализ, и заразили СПИДом. Когда у врачей спросили – почему не сделали тест, те наивно ответили: "Они давно друг друга знают, зачем?". К сожалению то, что тест на ВИЧ сейчас назначают при каждом удобном случае, а не по существу, и до недавнего времени очень редко выявлялась положительная на него реакция, притупило бдительность медицинских работников. Многие до сих пор не верят, что в России с 1999 года эпидемия, хотя этот факт констатировали многие независимые наблюдатели из разных стран.
Жизнь на таблетках
Все существующие современные лекарства теоретически могут продлить жизнь ВИЧ-инфицированному до бесконечности. Но можно ли назвать это жизнью – спорный вопрос. Это существование на таймере. Стоит пропустить звоночек – всё насмарку. Более того: одни лекарства принимаются только с жирной пищей, другие – только с большим количеством жидкости (при этом соки, например, противопоказаны) и так далее, и тому подобное.
Уже поэтому многие отказывались от лекарств – оказывается, очень трудно быть роботом. Да к тому же все существующие препараты имеют кучу побочных явлений, очень болезненных и неприятных (страшная головная боль, слабость, диарея).
Как можно бороться. Что делать
Нельзя сказать, что государство ничего не делает. Но все у нас происходит как-то через пень-колоду. Например: в России расходуется столько же тест-систем, сколько и в США. Но там эти исследования проводят и исследовательские институты, и платные медицинские структуры, у нас же всё за счет государства. Процедура эта, между тем, довольно дорогая, и на нее уходят практически все выделенные на борьбу со СПИДом средства.
Большинство фондов и центров по СПИДу открываются, возможно, с благими целями, но рано или поздно, получив деньги от Запада, начинают просто наживаться на беде людей. Например, руководители одного из фондов, о котором мне рассказала сотрудница центра по СПИДу Покровского, получив западный грант, до первой проверки их иностранными представителями занимались в основном тем, что скупали квартиры и машины. А в конце, чтоб отчитаться перед инвесторами, устроили несколько показательных процессов по делу врачей, которые якобы (а может, и на самом деле) ущемляли права ВИЧ-инфицированных.
...В Краснодарский СПИД-центр, после того как там забили тревогу по поводу увеличения заболевания СПИДом, особенно среди наркоманов, пришли местные бандиты и пожаловались – мол, после ваших действий у нас упала продажа наркотиков, так как потенциальные наркоманы стали бояться. И предложили следующее: вы нам выдаете списки зараженных, и мы этих людей убираем. И вам хорошо, и нам. Отморозкам пытались объяснить, что это не решение проблемы, так как выявляют только 10% из проверяющихся. А те сказали, что все равно лучше будет...
А вот мэр Магнитогорска проникся проблемой СПИДа всерьез. Он очень внимательно выслушал врачей, которые сообщили, что в городе уже выявлено 100 человек инфицированных, затем собрал журналистов и предложил, чтобы они несколько раз в день по радио и ТВ проводили профилактическую работу с населением. Когда журналюги цинично возразили, что не в их традициях делать что-либо бесплатно, мэр ответил как героиня Мордюковой в фильме "Бриллиантовая рука": "Если не будете – отключим электричество и канализацию". Он также пригласил специалистов из Голландии, которые разработали образовательные программы. Оказалось, что в городе не 100 инфицированных, а 180 (только за счет довыявленных). При этом, естественно, милиция параллельно гоняла торговцев наркотиками. Проводились и другие правовые мероприятия, и не одноразово, а долго, методично и целенаправленно. Правда, магнитогорские обыватели посчитали, что в дело борьбы со СПИДом с какой-то собственной целью вложила бабки местная "мафия". Зато теперь каждый без запинки может объяснить все правила защиты от заражения СПИДом.
Как они живут
Скорее всего, единственное наше спасение – собственная профилактика и информационная защищенность.
Нужно четко понимать, что всё происходит не в Зимбабве, не в Америке или еще где-то очень далеко "не у нас". В Москве на конец февраля этого года выявлено 14346 инфицированных, а в Московской области таких только официально насчитали 15441 человек. Но если, по мнению специалистов, ситуация в столице как-то стабилизировалась, то о Московской области этого сказать нельзя.
Если даже реакция родных и близких на заражение СПИДом различается, то что говорить об остальных людях. Одна мама, после того, как узнала, что ее сын болен, общалась со своим ребенком исключительно через порог комнаты, так боялась заразиться. Другая, наоборот, представляла редкий пример готовности к полному самопожертвованию. Внимательно слушала, советовалась, как жить с этой бедой дольше. А потом вдруг осеклась: "Боже, значит, я никогда не буду бабушкой?!"
Люди боятся. Например, мать ребенка, инфицированного в результате медицинской халатности, опасаясь огласки, предпочитает везти его на лечение из Ростова или Волгограда, скажем, в Санкт-Петербург. Зачастую сами дети не знают о своем заболевании. Родители говорят, что у них больны печень или почки. Но не отпускают их в школу, сами бросают работать, живя на "детское" пособие в 300-500 рублей...
Я не буду лишний раз разглагольствовать о проститутках и наркоманах – те и другие сознательно заражают других и давно махнули на себя рукой. Но существует большое количество инфицированных не по собственной глупости или неосторожности. Это люди как бы уже другой цивилизации. Люди, которые (каждый по-своему) пытаются достойно прожить остаток дней. Сколько раз Голливуд показывал инопланетных монстров, проникших на Землю и мимикрирующих под бедных, ничего не подозревающих землян? А тут получается, что реальное вторжение произошло: захватчики-вирусы давно существовали рядом и, наконец, дождались своего часа...
Эпилог
Все осуществляемые мероприятия по борьбе с "чумой нашего времени" в России, в общем-то, сводятся лишь к выявлению больных и инфицированных. Поставили галочку – и проблема как бы решена. Существует наивное убеждение: если выявлен очередной бедный носитель, значит болезнь дальше не распространится. Но ведь понятно, что это не так! Сейчас в России примерно 185 тысяч зафиксированных инфицированных – и в 5 раз больше на самом деле.
Мы продолжаем иррационально бояться СПИДа, не меняя стереотипов поведения. Подобное отношение, очередное нежелание взглянуть правде в глаза может скоро привести к тому, что "шестая часть суши" будет одним из мировых гетто, где жизнь для взрослых и детей превратится либо в существование по таймеру, либо просто в беспросветное ожидание смерти. Пока масштабы еще не столь велики, эпидемии можно помешать. Несомненно, это один из последних шансов, который мы не вправе упустить.