Вчера в Грозном стало известно, что боевики, входившие в отряд полевого командира Шамиля Басаева, готовятся сложить оружие. Об этом заявил глава администрации Чечни Ахмад Кадыров. Басаевцы уже выходили на контакт с представителями федеральных сил, обсуждая вопросы капитуляции, однако переговоры были сорваны после известия о высадке американского спецназа на территории Грузии и возможной операции американских военных в Панкисском ущелье. Басаевцы предположили, что им будет "легче наладить диалог" с американцами, но, видимо, с планом сдачи военным США появились проблемы, и переговоры российских военных и представителей боевиков возобновились. Причем, по уверению Кадырова, сложить оружие уже давно хочет известный полевой командир Султан Гелисханов, занимавший при Дудаеве пост начальника "Департамента государственной безопасности Ичкерии".
Султан Гелисханов из тейпа "ялхорой" известен как активный участник первой чеченской кампании. Полевой командир не раз участвовал в переговорах с представителями федеральных сил. Однако после вывода российских войск Гелисханов ушел в тень Басаева, попав под его полное влияние. В последние месяцы, после того как управление отрядами боевиков перестало существовать, бывший министр вместе с несколькими охранниками находился под Ножай-Юртом, скрываясь от российских военных. Его немногочисленный отряд был распущен по домам "до особых распоряжений". Боевики рассредоточились в аулах Ялхой-Мохк и Согунты.
Говоря о возможной сдаче Гелисханова, Кадыров не сообщил ничего нового. Известно, что этот полевой командир давно отошел от дел, фактически прекратив сопротивление федералам, но требовал гарантий безопасности. Давно хочет сдаться еще один министр – масхадовский глава МВД Айдамир Абалаев, один из немногих, кто еще встречается с Масхадовым. Но этот при сдаче требует должность в чеченской милиции, что неприемлемо для российской стороны.
Как известно, еще в прошлом году Ахмад Кадыров заявлял о контактах с людьми Руслана Гелаева, который якобы также был готов отказаться от сопротивления. Однако встречи с представителями боевиков в Ингушетии завершились безрезультатно. А через несколько месяцев Гелаев предпринял рейд в Абхазию при помощи грузинских спецслужб.
Впрочем, на этот раз глава администрации Чечни говорит о возможной сдаче в ближайшие дни 18-ти боевиков из того же Ножай-Юртовского района Чечни. По словам Кадырова, боевики готовы сложить оружие под его личные гарантии. Об этой акции извещены российское военное командование и заместитель Генпрокурора России Сергей Фридинский.
Тем временем российские военные готовятся к новым терактам боевиков во время майских праздников. А Масхадов, по оперативной информации, планирует осуществить в начале следующего месяца акцию, аналогичную нападению на Гудермес осенью 2001 года. Впрочем, та вылазка не принесла особого успеха боевикам: боевые действия велись в городе сутки; бандитов, потерявших несколько десятков человек убитыми и столько же пленными, удалось выбить из города.
Между тем из соседней Ингушетии пришла информация о появлении там арабских наемников. Как сообщили в координационном управлении ФСБ России по Северному Кавказу, в Сунженском районе республики, в горах между селами Аршты и Чемульга была обнаружена крупная база боевиков. Оперативники насчитали 40 замаскированных блиндажей, набитых медикаментами, боеприпасами и продовольствием. Спецназовцы вступили в бой с группой арабских наемников. Бандиты отошли, потеряв троих человек убитыми. Двое спецназовцев получили ранения. По последним данным, всего в Сунженском районе Ингушетии уничтожено около 20 боевиков, среди которых наемники из нескольких стран.