На днях американский сенатор Эрнст Холлингз представил к обсуждению законопроект о соблюдении прав граждан на частную жизнь в Интернете. Он предлагает делить всю информацию о человеке, запрашиваемую в Интернете, на "критичную" и "некритичную". К первому виду относится вся финансовая, медицинская, политическая информация, данные об этнической и религиозной принадлежности. Чтобы получить право на сбор такой информации о своих пользователях, электронным компаниям необходимо будет ввести процедуру подтверждения на запись данных со стороны клиента.
Согласно закону, каждый пользователь, добровольно регистрируясь, должен предоставлять согласие на получение рекламных сообщений. Кроме того, электронных торговцев обяжут ввести и обратную процедуру, позволяющую отказаться от подобных услуг.
Законопроект также предписывает интернет-компаниям предоставлять сведения о том, где хранится и как используется их персональная информация, а также обеспечивать доступ к этим данным. Если компании передают третьим лицам сведения из "критичной" области, пользователи могут подать на них в суд.
Такой подход устраивает Фонд "Электронные границы" (EFF), выступающий в защиту безопасности личных данных. Однако Торговая палата США не согласна с законопроектом, считая, что так можно повредить развитию электронной коммерции.
Сам Холлингз полагает, что новый закон будет выгоден предприятиям, поскольку открывает перед ними новые возможности. "Соображения безопасности душат развитие и распространение Интернета как двигателя экономического роста", – заявляет сенатор, рассказывая о плюсах своего предложения. Покупатели не спешат отдавать денежки виртуальным продавцам, опасаясь несанкционированного использования частных сведений.
Тут можно вспомнить о проходившем недавно расследовании Федеральной торговой комиссии (FTC) по делу аптекаря Ели Лилли, который обвинялся в опубликовании электронных адресов сотен людей. Три месяца назад FTC пришла к заключению, что Лилли нарушил правила безопасности, установленные комиссией. Однако его не удалось привлечь к ответственности, поскольку случившееся нельзя было назвать мошенничеством в полном смысле этого слова. Но по окончании процесса FTC пришла к выводу, что нужна внутренняя программа для пресечения будущих злоупотреблений частной информацией. Если бы закон, предложенный Холлингзом, на тот момент действовал, Лилли пришлось бы заплатить порядка $3,5 млн. в качестве штрафа.
Предлагаемые Холлингзом меры безопасности в Сети опираются на так называемую 385-ю директиву Евросоюза, определяющую способы обработки персональных данных и защиты частной жизни в секторе электронных коммуникаций.