В ходе обысков, проведенных у мошенников, сотрудники ГУБОП МВД РФ и оперативники ОБЭП Мытищинского УВД обнаружили целые кипы бланков документов и справок, в том числе – из консульских учреждений России и стран СНГ, оборудование и химикаты для производства поддельных документов. А также более 200 поддельных печатей и штампов различных министерств и ведомств России и других государств.
"Золотая рыбка"
Г-жа Фомина – профессиональная мошенница и специалистка по подделке документов. Несколько лет назад она слегка пострадала за свои жизненные убеждения. Правда, осудили ее тогда условно. Отделавшись легким испугом, она основала свою фирму. Официально контора должна была заниматься оказанием консультационных услуг при оформлении автомобилей. Реально – изготавливала липовые справки и "корочки". Стать клиентом этой конторы можно было лишь по рекомендации. А клиентура, на которую в "офисе" заводился архив, была особенная: граждане иностранных государств и лица без гражданства, лица, находящиеся в розыске за совершение преступлений, воры в законе и криминальные авторитеты, участники преступных сообществ и незаконных вооруженных формирований. Впрочем, попадались и вполне добропорядочные бизнесмены и чиновники.
"Абхазский" вариант
В "архиве" конторы хранилась ксерокопия паспорта гражданина России Давида Гурамовича Кукулия, выданного консульским отделом Российского посольства в Грузии в 1994 году. Погибший в прошлом году Кукулия был более известен в определенных кругах как вор в законе Дато Тбилисский. Свой паспорт и российское гражданство в придачу грузинский "авторитет" получил здесь, в небольшой комнатке в Мытищах, не имеющей никакого отношения к паспортному столу. Подобно многим другим, этот паспорт был состряпан по "абхазскому" варианту.
"Абхазским" вариант был назван условно. После 1991 года во многих "горячих" точках бывшего Союза было утеряно огромное число бланков паспортов и свидетельств о рождении. Эти официальные бланки попали в руки различного рода проходимцев, делающих бизнес на липовых документах. Желает, например, какой-нибудь Магомед Абдурахманов из южных краев поменять гражданство, национальность и сделаться Васей Петровым по той причине, что Абдурахманова давно ищет милиция. Для этого в готовый бланк союзного паспорта вклеивается фото Абдурахманова и каллиграфическим почерком выводится, что обладатель этого документа Вася Иванов, получил его, скажем, в паспортном столе такого-то абхазского селения. И все это заверяется такой же липовой печатью. Далее по этому паспорту, скажем, в российской деревне Кукуево приобретается какая-нибудь полусгнившая избенка и оформляется постоянная регистрация. Затем полноправному "гражданину России" меняют старый паспорт на российский паспорт нового образца. Всё. Теперь "Вася" может свободно ехать куда угодно. И даже на собственной машине с водительским удостоверением на имя того же Петрова. За отдельную плату, конечно. Если новый, и притом настоящий, полученный внешне законным путем паспорт обходился клиентам примерно в $3 тысячи, то водительское удостоверение – в $1,5 тысячи. Можно отправиться и на постоянное место жительства за рубеж или получить там гражданство. Для этого на тех же "абхазских" бланках свидетельств о рождении достаточно указать, что родители клиента по национальности, скажем, греки. После этого получить гражданство в посольстве Греции не представляло практически никакого труда. Подобным образом обрели свою "историческую родину" небезызвестный банкир Ангелевич, его правая рука Дмитрий Бурейченко, а также ряд других предпринимателей, подготавливающих себе "запасной аэродром".
"Президентские" дары
...Первое, что бросается в глаза посетителям, – вывешенная на самом видном месте в застекленной рамочке грамота от президента Российской Федерации с благодарностью "за содействие" и т.п.; затем они с благоговением переводят взгляд на обладателя столь весомого документа. Солидность коммерсанта, отмеченного на самом высоком государственном уровне, уже не вызывает сомнений. Правда, потом, в кругу ближайших друзей, "солидный" бизнесмен говорил, растопыривал пальцы веером: "Хочешь, и тебе такую грамотку сделаю? Только скажи! Три штуки баксов – и все дела".
Он и сам вряд ли знал, что "президентская благодарность" стряпалась на частном полиграфическом предприятии в Подмосковье, а потом доводилась "до ума" в кабинете у завхоза одного из дошкольных учреждений Пушкинского района. В бумажку с вензелями вписывался текст, ставились печати.
Особым спросом у клиентов пользовались также "именные президентские" часы. Большая партия таких часов была изготовлена когда-то по специальному заказу Протокольного отдела при администрации президента еще для защитников Белого дома. Затем часть была списана и, благодаря хлопотам хороших знакомых Фоминой, попала в распоряжение последней. На часах гравировалась дарственная надпись якобы "от самого", и они тут же раскупались. Стоило это удовольствие от трех тысяч долларов и выше. Самые дорогие, инкрустированные бриллиантами, часики обходились клиентам в $15 тысяч.
В контору Фоминой и Ко обращались, впрочем, не только честолюбцы, но и люди, исходящие из сугубо практических соображений. Кому-то, например, нужна была справка о том, что еще в доперестроечные времена он получил высокую государственную награду, к примеру, орден "Дружба народов". И контора предоставляла необходимую бумажку, заверенную печатями и подписями по всем правилам за энную сумму в "зеленых". И то сказать – ценная, в общем-то, вещь, особенно в том случае, если клиент ходит под следствием и ему грозит срок. При наличии такой справочки по действующему законодательству можно попасть под амнистию. А свобода стоит недешево.
Награжденные за "большой вклад"
Один из клиентов конторы по разрешению нештатных ситуаций, предприниматель от нефтедобывающего бизнеса Андрей Агутенев стал обладателем не только липовых "корочек", но и самого настоящего ордена "За заслуги перед Отечеством 4-й степени". Никто из его окружения, естественно, не ведал, за какие такие особые заслуги и кто вручил ему награду. Пока не выяснилось, что орден был украден в Самаре из квартиры вдовы одного академика. А сопроводительные документы к нему являются фальшивкой.
Около года назад сразу трое доблестных граждан Свердловской области удостоились "Ордена Мужества": глава администрации Ленинского района Екатеринбурга Константин Архипов, генеральный директор завода по обработке цветных металлов Николай Тимофеев и гендиректор ФПГ "Драгоценности Урала" Алексей Фисенко. Награда якобы была вручена "героям" по представлению Командования внутренних войск МВД России с формулировкой "за оказание содействия внутренним войскам МВД России в выполнении возложенных на них задач". Каким именно образом эти сугубо гражданские лица помогали военным и за какие конкретные действия получили боевые ордена, они скромно умолчали даже в ходе разразившегося вслед за торжественным вручением скандала. Тогда же первый заместитель начальника Управления делами президента РФ по государственным наградам Рафик Смирнов однозначно заявил: президент не подписывал Указа о награждении этих граждан. Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту подделки государственных наград, в ходе расследования которого был обвинен, а затем и осужден к одному году лишения свободы бывший депутат Госдумы от фракции ЛДПР Владимир Гвоздарев. Свидетельницей по делу проходила... та самая Фомина. Сегодня следствие по уголовному делу, где в качестве главной подозреваемой рассматривается она сама, не исключает, что в истории с награждением "екатеринбургских героев" женщина-завхоз сыграла далеко не последнюю роль. Кстати, в ходе расследования стало известно, что ректор одного из столичных вузов внес в "контору" предоплату в $10 тысяч за особый заказ. Ученый муж пожелал получить звезду "Герой России". Сам же предварительно сочинил и формулировку: "За особый вклад в образование...". Скромный такой ректор, в очочках и поношенном пиджачке...
Специалисты по "понтам"
– Когда, получив оперативную информацию, мы начали заниматься деятельностью "конторы", думали: будем иметь дело не меньше чем с представителями политического истеблишмента, – признались сотрудники отдела ГУБОП МВД России. – И были весьма удивлены, когда пред нами предстали мелкие мошенники, способные, впрочем, весьма убедительно надувать щеки.
Люди, вращающиеся в основанном Фоминой бизнесе по оказанию неформальных услуг, подобрались на удивление схожие по менталитету. Психология мошенников заставляла их постоянно кого-то изображать, причем они настолько вживались в роли, что и сами начинали верить в свою исключительную значимость. Самое удивительное, что даже друг другу они умудрялись пускать пыль в глаза и поэтому не могли сказать с полной уверенностью, кто из них что собой представляет.
– Алло, Людмила, клиент "созрел". Еду к главе администрации. Все решаемо...
– Извини, Алексей, перезвоню позже. Сижу в кабинете у Примакова...
Такие или примерно такие разговоры вели между собой "консультанты". Особенно любили созваниваться во время встреч с клиентами, не преминув упомянуть в разговоре пару-тройку известных имен, с неизменными намеками на давние дружеские отношения. Одна из ближайших соратниц Фоминой, Тамара Туркина (фамилия изменена) вообще сражала клиентов наповал. Эта серьезная дама везде и всюду появлялась с пистолетом в кобуре и раздавала свои визитки, в которых значилось, что она является "советником 2-го класса Генпрокуратуры России". Хотя Туркина не получила юридического образования, а ее "табельное" оружие было пневматическим, даже ее родственники считали, что она действительно работает в главном надзорном ведомстве. Другой специалист "конторы", Алексей Осмоловский, имел фальшивое, но весьма искусно изготовленное удостоверение действующего сотрудника Генпрокуратуры, и при этом находился в федеральном розыске за совершение ряда краж в Москве и Санкт-Петербурге. Активными участниками преступной группы были также член московского регионального отделения одной политической партии, обычный водитель, представлявшийся, тем не менее, сотрудником администрации Московской области, бывший сотрудник ГИБДД и бывший сотрудник одного из столичных ОВД. Последний (уволенный из милиции по дискредитирующим обстоятельствам) на момент задержания находился в стадии восстановления в органах внутренних дел. Приехавшим за ним оперативникам он без тени смущения предъявил удостоверение сотрудника МВД. Сравнив эту "липу" со своими документами, опера поразились качеству подделки. Ни одного видимого отличия!
На сегодняшний день изобличено около 10 человек, разруливавших всесте с Фоминой различные "внештатные ситуации". Однако уголовное дело, возбужденное по фактам подделки документов, а также мошенничества, обещает разрастись. Очевидно, что без помощи и содействия различных должностных лиц, работающих в официальных государственных учреждениях, мошенникам едва ли удалось бы с такой легкостью решать проблемы клиентов. Скорее всего, в ходе расследования дела возможен еще не один громкий скандал.
P.S. Помимо прочего, следствие намерено изучить "архив" конторы. Все незаконным образом полученные клиентами, коих на сегодняшний день насчитывается около 200, документы будут признаны недействительными и объявлены в розыск.
Граждане, которые добровольно явятся в правоохранительные органы и заявят об использовании поддельных документов, согласно действующему законодательству могут быть освобождены от уголовной ответственности и привлечены в качестве свидетелей. Их просят обращаться по телефонам:
586-65-19; 586-34-02; 204-86-11; 204-89-26.