Человек-мотылек (The Mothman Prophecies)
США, 2002
Режиссер: Марк Пеллингтон
В ролях: Ричард Гир, Конни Линней, Уилл Пэттон
"Человек-мотылек" (далее – ЧМ) снят по одноименной книге американского фантаста Джона Кила (John A. Keel) "Пророчества человека-мотылька". Кил всю жизнь исследовал паранормальные явления, а именно такие сюжеты оказались наиболее востребованными в нынешние времена. Эта тематика циклична. Тридцать лет назад она была задана прекрасными образцами, такими как "Ребенок Розмари" Полянского или фильмами Уильяма Фридкина. Сейчас нечто подобное делают все кому не лень, а особенно выделяются М.Найт Шьямалан, Алехандро Аменабар и получивший в этом году самых престижных "Оскаров" Рон Ховард.
Популярность мистических триллеров коренится в растерянности среднего обывателя западного постиндустриального общества, стремительно теряющего "нюх" на всяческие проявления потусторонних сил. Кстати, в ЧМ сам автор романа под анаграмматическим именем Александр Лик выведен в качестве персонажа, наконец-то объяснившего главному герою, из-за чего вся заваруха.
Итак, перед нами среднебюджетная ($42 млн.) экранизация не самой плохой фантастической вещи малоизвестным режиссером, после этого фильма вряд ли прибавившим себе популярности.
Удрученный потерей любимой женщины журналист спустя каких-нибудь два года попадает в цепь необъяснимых и теперь уж окончательно паранормальных явлений. На пути из одного конца штата в другой его машина глохнет в тысяче километров от места назначения. Налицо дырка в пространстве и времени.
Пока еще ни о чем не догадывающийся Гир, зайдя в случайный дом, попадает под дуло ружья. Хозяин дома пытается пристрелить непрошеного гостя, и выясняется, что некто аналогичной с Гиром наружности в течение трех ночей беспокоит семью фермеров. Полный недоумения репортер начинает расследование. Выясняется, что в захолустном городишке уже пару месяцев мелькает странный чувак с типично "мотыльковскими" замашками.
Чтобы не рассказывать весь сюжет, отмечу лишь, что в процессе раскрутки всей этой истории у Гира зарождаются смутные сомнения. На помощь приходит вышеупомянутый профессор Лик, рассказывающий, кто на самом деле такие эти существа с крыльями и чего они хотят.
Но примерно к последней четверти двухчасовой ленты ЧМ становится тем, ради чего, собственно, он и был задуман, т.е. не просто фантастическим триллером, но и мистическим, в духе "Других" или "Шестого чувства" помянутых в начале статьи востребованных авторов.
Зрителю предстоит самому догадаться, кто на самом деле этот злокозненный мотылек и зачем ему все это надо. Причем предупреждаю: в отличие от указанных картин, несмотря на самый что ни на есть счастливый финал, здесь так до конца и не ясно, "был ли мальчик". Не удивлюсь, если добрая часть публики так и не врубится без посторонней помощи, зачем все эти смерти были нужны. Сам я могу только предполагать, опираясь на косвенные признаки, в кого вселился крылатый дух с усиками-антеннами, и стал ли он после этого положительным героем или так и остался персонажем каббалистических книжек сумасшедшего профессора. То есть у меня, естественно, сомнений не осталось, однако ж приятно, что авторы так и не произнесли заветного пароля.
Посему последние кадры в общем-то искупили полтора часа ёрзания в кресле (хотя пуфики в МДМ сами по себе много могут оправдать: лег, поспал) – мало того, что сцена рушащегося моста процентов 30 бюджета наверняка съела, но и многое стало на свои места и отбило противный привкус сериала про секретных агентов Малдера и Скалли.
Вместе с тем, конечно, надо отдавать себе отчет, что сезон 2002 года только начался, ждать шедевров в прокате на излете только что закончившейся оскаровской гонки не приходится. Поэтому если себя соответствующим образом настроить, запастись попкорном и потерпеть часок, в финале можно даже поупражняться в проницательности. Только не ждите откровений. Нормальное такое, очень среднее кино.
Убедиться в этом можно в кинотеатрах "Орион", "Киноплекс на Ленинском", "МДМ-кино", "Байконур", "Ролан", "Пять звезд".