Мир много говорит о пророчествах Мишеля де Нотрдам (более известного как Нострадамус), воспевая его впечатляющую "способность" прозревать века. Его катрены (четверостишья) – это просто поле непаханое для любого мошенника. Трактуют их, в основном, как угодно. ("Кому угодно?" – "Тому, кто трактует", – если перефразировать кардинала Ришелье из известного мюзикла).
Ну, например, г-н А.А.Пензенский, на которого неоднократно ссылаются в Интернете как на специалиста по творчеству г-на Нотрдама, пишет: "Ее (Россию – И.О.) Нострадамус называет "Борисфен" (Днепр), "Славяния", "Славянский народ", "область Борея", "Новый Вавилон" (СССР), "Страна с климатом, противоположным Вавилонскому" (т.е. страна Водолея – Россия), "Северный полюс"... Однако чаще всего Нострадамус именует нашу страну Аквилоном – областью северного ветра".
Чувствуется недюжинная сноровка подтасовок. Давайте посмотрим чуть ближе. Днепр (а по-гречески Borysthenes, если опустить надстрочные знаки) – это вторая после Волги по длине и площади бассейна река на Европейской части бывшего СССР. Он протекает по территории России (истоки в Валдайской возвышенности), Белоруссии и Украины (где он, собственно, и "чуден при тихой погоде") вплоть до Днепровского лимана Черного моря. Весьма большая протяженность, надо заметить. Теперь внимание – вопрос. Почему "Днепр" в катренах г-на де Нотрдам должен трактоваться именно как "Россия"?
Этот же вопрос относится к выражениям "Северный полюс" (который с Россией вяжется точно так же, как, например, с Исландией, США или Канадой), "Славяния", "Славянские народы" (или "славянские народы" вдруг стали резко ограничены теми, кто проживает на территории России?), а также "область Борея", то есть северного ветра (в древнегреческой мифологии Борей действительно числился богом северного ветра). Последнее тем более странно, что обиталищем Борея все у тех же древних греков считалась Фракия, расположенная на северо-востоке Балканского полуострова, который если и имеет отношение к России, то только в очень необозримых стратегических проектах.
Что же касается названия "Аквилон", тут все еще интереснее. Читаем г-на Пензенского дальше: "Под Аквилоном понимался огромный сектор, в который входили, как пишет ученик Нострадамуса Шавиньи, "Германия, Польша, Литва, Ливония, Готия, Швеция, Норвегия, Скандия, океанские Острова, Московия, две Сарматии".
Экий, оказывается, сектор-то! Но посмотрим дальше: "Германия и Польша рассматриваются у Нострадамуса под своими собственными названиями, как и Сарматия. История Прибалтики достаточно бедна сколько-нибудь значительными событиями. Очевидно, что в большинстве случаев под Аквилоном Нострадамус понимал Россию".
Здорово, правда? Мы определяем историю Прибалтики как "бедную значительными событиями" и быстренько забываем об упомянутых вместе с ней Швеции, Норвегии, Скандии... и вообще обращаемся к г-ну де Шавиньи только тогда, когда нам это удобно, а когда неудобно – выбрасываем его в мусорную корзину. Таким образом становится "очевидно" то, что при прочих равных условиях было бы, мягко говоря, сомнительно.
Однако человек, желающий заморочить головы тем, кто ничего не знает ни об астрологии, ни об истории, продолжает: "Почему не Московия? Скорее всего, он (Нострадамус – И.О.) предвидел, что понятие "Московия" скоро исчезнет, а слова "Россия" либо не "разглядел" в будущем, либо предпочел не называть – для все той же маскировки".
Очень интересно, не правда ли? Исчезновение понятий "Борей", "Аквилон", "Борисфен" г-н де Нотрдам почему-то, несмотря на всю свою прозорливость, не "предвидел". Зато "предвидел" исчезновение понятия "Московия", которое каким-то парадоксальным образом не только не исчезло, но даже хорошо знакомо всем современным школьникам. Ах, да! Он же шифровался. Только вот что странно: шифровался-то, выходит, только от граждан России, поскольку, если верить г-ну Пензенскому, от немцев и поляков (причем, что характерно, в их современном варианте!) шифроваться астролог даже не думал.
Теперь относительно "нового Вавилона" и "страны с климатом, противоположным Вавилонскому", который г-н Пензенский трактует так: "т.е. страна Водолея – Россия". Во-первых, если трактовать г-на де Нотрдам буквально, то стран "с климатом, противоположным Вавилонскому" наберется как минимум полмира, и почему должно быть отдано предпочтение России, становится непонятным. Г-н Пензенский в этом контексте упоминает о том, что Россия – это "страна Водолея", т.е. страна, находящаяся под покровительством зодиакального знака Водолея. В мунданной (мировой, от лат. mundus – мир) астрологии действительно есть такая традиция – определять знак-покровитель того или иного государства, и, согласно этой традиции, Россию "опекает" Водолей. Его астрологическая противоположность – знак Льва. Под знаком Льва, согласно все той же астрологической традиции, Вавилоном и не пахнет, зато там находится, в частности, Франция. И что, вы думаете, делает "толкователь"?
Правильно, он пишет (правда, уже в другом своем опусе): "Необходимо уточнить, что в ряде случаев Нострадамус называет послереволюционную Францию не историческим именем, а аллегорическим – Вавилон. По-видимому, название имеет нравственный подтекст, ибо Вавилон в библейской традиции стал своего рода символом разврата, язычества и жестокости ("вавилонская блудница"). Любопытно, что в текстах Ностардамуса есть развернутое предсказание о государстве, в котором комментаторы без труда узнают СССР. Государство это Нострадамус называет... "Новый Вавилон"!".
Что характерно, катрен этот автор статьи не приводит, предоставляя читателю верить "комментаторам" на слово. Ну и ладно. Поговорим лучше о трактовке слова "Вавилон" в значении "Франция". А мсье де Нотрдам был, оказывается, большой выдумщик! Шифровался он не только от России, но и от родной Франции. Более того, существовавший в то время набор княжеств он называет Германией (в этом контексте особенно пикантен пассаж толкователя о "собственном имени" Германии), а вполне реальную Францию, уже имевшую вполне сопоставимые с современными границы, – Вавилоном! Здорово, верно? А что делать, если надо оправдать привязку России к названию "Вавилон"?
Вот таким образом и получается, что "толкователи" "предсказаний", сталкиваясь с очередным катреном Нострадамуса, для начала пытаются понять, на какие ассоциации наталкивает их зашифрованное четверостишье, после чего просто-напросто выдумывают или же подбирают из выдуманных ранее те "толкования", которые наиболее всего подходят под этот ассоциативный ряд. Делов-то на самом деле на рыбью ногу! А в результате...
В общем-то, достаточно вспомнить, как много говорилось о всевозможных бедах и несчастьях (в том числе якобы "предсказанных" Нотрдамом) перед солнечным затмением 1999 года. Цитирую катрен (перевод инкогнито):
Как только ни трактовали этот катрен те, кому отчаянно хотелось, чтобы "бог ясновидения" не ошибся! И "седьмой месяц" типа не июль. И "уменьшат мир" типа не "сократится численность населения"... ну да, кусок планеты, наверное, отпадет... Поражает то, как люди, сталкиваясь с очевидным мошенничеством, настаивают на мистическом, отказывая себе и окружающим в уме и здравой памяти. Ведь так хочется верить в судьбу, которая пусть и страшна, зато неотвратима. Которую не надо лепить своими руками и за которую не надо отвечать самому. Пусть лучше звезды отвечают – им не привыкать!