Новая форма разумной жизни. Часть II

Читать в полной версии →
Структурно толпа ничем принципиальным не отличается от любого другого организма, в том числе и человеческого. Точно так же, как все остальное в мире, она состоит из элементарных частиц, функцию которых берут на себя люди

История изучения толпы насчитывает совсем немного времени, но кое-какие сведения об "образе жизни", психологии и поведенческих реакциях толп все же имеются.

Intermezzo
Структурно толпа ничем принципиальным не отличается от любого другого организма, в том числе и человеческого. Точно так же, как все остальное в мире, она состоит из элементарных частиц, функцию которых берут на себя люди. Элементарные частицы находятся в постоянном движении, с одной стороны хаотическом, а с другой – вполне целенаправленном. Толпа имеет жизненно важные органы, сопоставимые с аналогичными человеческими органами. У нее есть мозг – координирующий и направляющий центр, который обеспечивает бесперебойную работу других органов, а также отвечает за органы чувств. Мозг невелик в соотношении с общей массой, и его главная задача – следить за целостностью организма, оперативно выявлять и удовлетворять его потребности, а также направлять его действия. В отдельных случаях функция мозга ограничивается созданием толпы, после чего мозг сливается с одним из продолжающих существование органов. Такие толпы-анацефалы, как правило, недолговечны и подчинены наиболее примитивным целям (очередь за дефицитом в советские времена).

Толпа имеет точно такие же потребности, как любое живое существо: она нуждается в питании, отправлении естественных потребностей, регенерации, дыхании. Единственное, в чем она принципиально не нуждается – это размножение, которому она, в отличие от прочих живых существ, предпочитает совершенствование своего развития.

Толпа рождается при одном-единственном обстоятельстве, а именно в тот момент, когда нивелируется индивидуальность людей, собравшихся в одном месте для осуществления одной и той же цели. При этом их численность – вопрос сугубо второстепенный (их может быть и трое, и несколько тысяч). Главное – потеря индивидуальности и восприятие себя и других частицами единого целого. Толпы отличаются друг от друга, в первую очередь, характером целей (урвать кусок, послушать лекцию, построить светлое будущее), во вторую – количеством элементарных частиц (чем их больше, тем более сильны импульсные цепи и, следовательно, более сильна сама толпа), в третьих – уровнем развития (организации), который тем выше, чем толпа больше. Управлять малой толпой ее мозгу не в пример сложнее, нежели большой. Большие толпы имеют способность постепенно, но полностью регенерировать, чего лишены толпы малые.

В больших толпах весьма высок уровень соответствия отдельных элементарных частиц всему организму. Такие толпы могут позволить себе распасться на несколько более мелких, которые в течение некоторого времени будут функционировать идентично своей большой матрице. При благоприятных условиях эти мелкие толпы снова могут слиться в одну.

Чем выше уровень развития (организации) толпы, чем он сложнее и интереснее, тем ниже уровень развития отдельных ее элементов. Все дело в том, что поддерживать жизнеспособность сложных общественных систем можно только в том случае, если элементы этих систем (сиречь люди) предсказуемы, примитивны и внушаемы. Напротив, чем выше уровень развития человека, тем сложнее им управлять и тем меньше он склонен определять линию своего поведения импульсом, исходящим от толпы.

Человек становится частью толпы только по собственной воле, которая, однако, может быть объективно навязана ему толпой. В этом случае он будет искренне принимать ее за свою личную в течение всего своего существования в качестве элемента толпы, а после распада толпы невероятно удивляться, как ему могло придти в голову стать ее частью. При этом индивидуальность человека максимально нивелируется, подстраиваясь под потребности нового организма. Чем больше внутренние потребности человека соответствуют внешним целям толпы и чем ниже его интеллектуальный уровень, тем выше вероятность его симбиоза с толпой.

Толпа находится со своими отдельными элементами в постоянном энергетическом взаимодействии, вследствие чего человек может испытывать сильнейшее возбуждение, доходящее до истерии. Чем выше суммарный эмоциональный уровень элементов, чем уже его направленность, тем сильнее сама толпа.

Любая толпа – будь то большая или малая – энергетически сильнее отдельного человека. Именно поэтому она может непринужденно внушать отдельным людям чуждые им идеи. Большой энергетической силой толпы, в частности, обусловлен и феномен всевозможных митингов, концертов, карнавалов, спортивных состязаний, богослужений, парадов и демонстраций. Все эти мероприятия дают отдельным элементам высокоорганизованной толпы чувство единения с теми организмами, частицами которых они являются: партий и союзов, спортивных команд, церквей, общественных организаций и клубов по интересам – и позволяют толпе не прекращать своего существования, как бы ни были разрозненны ее отдельные элементы. Это очень высокий уровень организации толпы, и для создания толпы такого плана необходима чрезвычайно большая аудитория. На данный момент наиболее развитым вариантом толпы является государство, максимально способное управлять отдельными своими элементами, обеспечивать их жизнедеятельность и существовать автономно в течение длительного времени.

Inferno
Толпы-анацефалы – то, на что они способны.
30 мая 1999 года в Минске на станции метро "Немиги" толпа, спасавшаяся от грозы, раздавила 52 человека, среди которых было 44 девушки.

3 марта 2001 года в Йоханнесбурге толпа, пытавшаяся успеть на поезд, насмерть раздавила 7 человек, среди которых было двое детей, и изувечила еще девятерых.

16 декабря 2001 года в Аракайю (Бразилия) 45-тысячная толпа во время раздачи бесплатных рождественских подарков раздавила 3 детей и женщину. (Между прочим, это еще не самый трагичный вариант раздачи подарков: во время коронации Николая II раздавленные и покалеченные исчислялись тысячами.)

27 января 2002 года в Пномпене (Кампучия) толпа насмерть забила ногами преступника, пытавшегося угнать мотоцикл.

8 февраля 2002 года в давке у входа на студенческую дискотеку во французском Бресте было задавлено насмерть 2 человека и покалечено еще 20.

А вот что может произойти при действиях относительно управляемой толпы.
19 марта 2001 года в Джакарте в результате давки, возникшей во время выступления музыкальной группы, толпа задавила шестерых человек, четверо из которых скончались на месте.

1 апреля 2001 года в пакистанском городе Пакбаттан-Шариф у входа в усыпальницу мусульманского святого Бабы Фарида Шакарганга моряки пакистанского флота под влиянием религиозного экстаза устроили давку, в которой погибли 30 и были ранены еще 100 человек.

14 февраля 2002 года в Кабуле был до смерти забит толпой паломников, уставших от ожидания рейса, министр гражданской авиации и туризма Абдулла Рахман.

Coda
Добавить к этому можно только вот что: человек никогда не может существовать в мире и дружбе с толпой. Количество вариантов его отношения к толпе невелико – по пальцам пересчитать можно:
1. Контакт с толпой с перспективой стать ее мозгом. Это не означает, что можно будет безраздельно господствовать над толпой, поскольку толпа – это единый организм со своими потребностями, неудовлетворение которых приведет к его смерти. Подчас удовлетворение этих потребностей важнее желаний мозга, а иногда толпа может захотеть сожрать мозг. Самая большая иллюзия, которую питают разного рода вожди, пока не заработают себе много-много шишек, –иллюзия власти над толпой. Нужно быть очень прозорливым, гибким, а самое главное – адекватным политиком, чтобы управлять массами;
2. Контакт с толпой с перспективой стать одной из рядовых частиц толпы. В этом случае необходимо будет отказаться от всего индивидуального, что вступает в противоречие с требованиями толпы, в противном случае толпа раздавит человека, даже не заметив потери;
3. Отсутствие контакта с толпой.

В любом случае, какой бы вариант не избрал человек, нельзя забывать о том, что толпа – это иная, отличная по своим психологическим характеристикам от человеческой форма жизни. Законы, которым она подчиняется, могут быть не просто чуждыми, но даже дикими для индивида. Тем не менее, приходится признать очевидный факт: миром правит не индивид. Миром правит толпа. И если уж так необходим человечеству глобальный враг, зачем искать его в космических пространствах? Толпа всегда была и остается главным противником разумного существа. Толпа. А вовсе не марсиане.

Ирина ОРЕНИНА |
Выбор читателей