В канун Дня Победы на российские экраны вышел новый фильм об Отечественной войне – "Звезда".
Это уже вторая экранизация, после фильма 1949 года, одноименной повести Эммануила Казакевича про отряд разведчиков, проникающий в тыл врага и погибающий там, все-таки успев передать в штаб армии важные сведения о перемещениях гитлеровских войск.
Пожалуй, впервые за долгое время появился фильм, сочетающий в себе щемящую историю о людях на войне и все признаки зрелищного кино с бронетехникой, взрывами домов и марширующими войсками.
О том, как проходили съемки, корреспондент "Yтра" беседует с режиссером картины Николаем Лебедевым.
Режиссер Николай Лебедев: Начиналось просто: я искал военный сценарий, и в этот момент, совершенно неожиданно для меня самого, позвонил главный редактор киностудии "Мосфильм" Эдуард Ермолин и от имени директора Карена Шахназарова предложил перечесть "Звезду".
Шахназаров, насколько мне известно, довольно давно вынашивал идею этой картины и хотел экранизировать "Звезду", но не как режиссер, а как продюсер. Меня очень увлекла повесть Эммануила Казакевича. Она нестандартно сделана, продумана, прочувствована. Это не "окопная правда", которую все сейчас так полюбили, а некая романтическая история о войне и о состоянии человеческих душ. И эта "правда" мне лично ближе и интереснее.
Увлекло, что в этой повести нет болтовни. При переносе ее на экран не нужно слов, все можно передать изображением и звуком.
Там есть целые части фильма по 10-15 минут, где только одна реплика. С другой стороны, мне по-человечески этот фильм оказался очень близким, потому что это отчасти история моей семьи. У меня на войне погиб дед, погиб дядя, которому было всего 19 лет. Этот фильм – частица меня, и я с огромным удовольствием взялся за реализацию проекта.
Н.Л.: "Звезда" – это проект, когда на экране не три-четыре человека и два стула, а масштабные военные сцены. Естественно, для такого рода сцен требуется помощь армии для создания зрелищности. "Мосфильм" обратился к начальнику Генерального штаба. Но во всех инстанциях был получен отказ, и мы снимали картину своими силами. Вели переговоры наши продюсеры, поэтому о причине отказа лучше спросить у них. На съемках же нам помогало руководство Таманской дивизии, но только по своей инициативе.
Для отечественного кино пугающим можно назвать и то, что сейчас расформировывается 11-й Отдельный казачий кавалерийский полк, который создавался еще при Бондарчуке во времена "Войны и мира". Полк принимал участие в съемках огромного количества фильмов, где есть конные атаки. Я думаю, что это большая проблема, мы сами себя обкрадываем.
Н.Л.: Я начинал сценарий писать сам, а потом мы работали уже вместе с Евгением Григорьевым. Он выдающийся драматург, замечательный человек, автор "Романса о влюбленных", экранизации "Отцов и детей", за которую получил Госпремию, он соавтор экранизации "Горячего снега".
"Звезда" стала последней картиной в его биографии. К несчастью, его не стало, но он успел закончить этот сценарий. Мне очень горько, что он не дожил до премьеры. А уже перед съемками к написанию сценария подключился Александр Бородянский, который помог выстроить некоторые линии сюжета.
Н.Л.: Когда я читал повесть, я подумал о том, что здесь нужны новые лица, новые актеры. По одной простой причине: персонажи "Звезды" – люди очень молодые. Мне не хотелось, чтобы их играли пожилые, обремененные славой мэтры. В предыдущей экранизации "Звезды" 1949 года режиссера Александра Иванова снимались Меркурьев, Крючков. Это были уже крепкие матерые мужики.
А мне было важно, чтобы получилась история о мальчишках на войне. Об обычных мирных ребятах, которые не собирались быть военными, просто время заставило их встать под ружье.
Более тысячи человек приходило на пробы только на "Мосфильм". И в результате этого конкурса мы отобрали шестерых разведчиков. Один из них был известен заранее – актер Алексей Кравченко. Когда я читал повесть Казакевича, уже знал, что в роли сержанта Аниканова сниматься будет именно он.
И остальные ребята оказались талантливыми, органичными и, что очень важно, хорошими и чистыми людьми. Мне кажется, что свою порядочность, искренность и чистоту они перенесли на экран. Это касается и Игоря Петренко, который играл главную роль командира разведгруппы Травкина. В отличие от остальных персонажей, он практически бездействует, он наблюдает, он думает, смотрит и… не делает. Такова участь командира. В разведке он не имеет права подвергать себя риску. Игорю было очень сложно, но он с честью вышел из этого испытания. Свидетельство тому – новые предложения: у Александра Хвана в фильме "Кармен". А сейчас он снимается у Павла Чухрая в главной роли.
Н.Л.: Это очень забавная история. Я был в актерском агентстве, и мы смотрели множество фотографий, в том числе и одну большую коллективную, где было множество маленьких лиц. И я почему-то зацепился взглядом за одно лицо. Его четко не было видно, помню только, что была огромная копна волос. Я подумал, что этот человек может быть нашим Воробьем. А поскольку было только самое начало поиска, я не придал этому большое значение. Человека с фотографии мне отыскали. Это оказался Артем Семакин. В то время он учился на четвертом курсе Щукинского училища. Поначалу я не был уверен, что это тот человек, который нужен. Но когда он встал на пробах перед камерой, я понял, что за ним очень интересно наблюдать. Вот он молчит, просто смотрит, а мне интересно. Выбор был сделан в его пользу, потому что, помимо необыкновенной органичности, он замечательный артист. Мне хотелось, чтобы роль была сыграна, а не просто типажно представлена на экране. Без Артема это была бы другая картина.
Н.Л.: Я люблю кино, которое интересно смотреть. Я понимаю, что этот сюжет можно было бы рассказать по-другому. Но я не мог упустить возможности создать зрелище на экране. А "Мосфильм" такие возможности предоставляет, благодаря технологии и парку военной техники. Нам специально для картины отремонтировали огромное количество техники, что-то сделали заново, с нуля, по каким-то чертежам. Мне очень хотелось, чтобы зрителям было интересно. И не в том вопрос, чтобы подражать американцам. Это они нам подражают: нашему монтажу 20-х годов, эйзенштейновским решениям. Фильм как аттракцион – это формула наша, российская.
Y: "Звезда" – это детище "Мосфильма". Как Вы оцениваете положение дел на самой знаменитой нашей студии?
Н.Л.: "Мосфильм", по-моему, находится сейчас в очень хорошем состоянии. Всего несколько лет назад это было что-то такое полуразрушенное, запущенное, с гуляющим ветром. Не скажу, что было совсем уж тяжелое время, но нерадостное. Сейчас это большая крупная кинофабрика. Там снимается огромное количество картин, обновлен парк съемочной техники, новый звукоцех на уровне мировых стандартов. Даже если хочется бросить камень, не бросишь, потому что "Мосфильм" живет. Абсолютно убежден, что если такими темпами все будет двигаться дальше, то мы вернем себе звание европейского Голливуда.
Несколько картин, снятых в последние годы, – такие как "Праздник" Гарика Сукачева, совсем новый фильм "В августе 44-го", – также как и премьерная "Звезда" возвращают военную тему на наши киноэкраны. Тенденция знаковая – обществу нужны положительные герои. Черпать их из действительности не получается. Приходится обращаться к прошлому.
Беседу вела Елена Ноготкова.