Реабилитация бритоголовых

Читать в полной версии →
Если "правда" – всего лишь часть правды, она уже ложь. Нагромождение лжи о скинхедах достигло уже такого предела, что и сама правда стала ложью

Вечер 12 мая оказался для Москвы неспокойным. Футбольные фанаты собираются, как правило, не на субботник, и день финала Кубка России, когда ЦСКА утюгом прошелся по "Зениту", не стал исключением. Именно поэтому паре сотен поклонников ЦСКА был выделен милицейский эскорт, сопровождавший их по Старому Арбату.

Что случилось дальше, о том чуть позже. Сейчас – о новостях. Новости были впечатляющими. Первая из них содержала в себе сведения о том, что по ходу марша болельщики ЦСКА числом до двухсот устроили беспорядки. Вторая новость являлась однозначным опровержением предыдущей: фанаты выкрикивали лозунги, но порядка не нарушали. Третья новость, вроде бы, расставила все по местам: беспорядки были, но устроили их не футбольные болельщики, а примкнувшие к ним "скинхеды", и в количестве не двухсот, а только сорока человек. Произошло это около 21:00 мск. Далее следовали подробности: разбитые ларьки и витрины, разбитая машина гражданина Турции, избитый гражданин Турции, футбольные болельщики, бросившиеся на помощь милиции, а также 18 задержанных бритоголовых товарищей, доставленных в УВД "Арбатское", и возбужденное прокуратурой уголовное дело по статье "злостное хулиганство".

Не прошло и суток, как новости приняли совсем интригующий вид. Пресса сообщила о том, что начальник ГУВД Москвы генерал-майор Владимир Пронин опроверг сообщения о беспорядках. По его словам, за исключением матерной ругани, не было замечено никаких антиобщественных и противоправных действий, а среди 30 (уже тридцати!) задержанных болельщиков скинхедами и не пахло; в отношении же задержанных составлены административные протоколы по факту мелкого хулиганства.

Согласитесь, сообщения в сумме довольно интересные, вызывающие сразу целый ряд вопросов, к которым мы еще вернемся. Но для начала необходимо все-таки внести ясность в случившееся и понять, что же на самом деле произошло.

Так, пресс-служба УВД Центрального округа, отвечая на вопросы "Yтра", опровергла сообщение о беспорядках, каковые, по мнению СМИ, имели место во время указанного марша. По словам работников пресс-службы, вчера на Арбате "никаких скинхедов не было", "это были только футбольные болельщики", просто "немножко разгоряченные".

Потом все та же пресс-служба заявила, что все вопросы, касающиеся каких-либо действий скинхедов, необходимо "адресовать непосредственно в ГУВД, где по этому вопросу есть своя позиция". По словам же начальника отдела по работе со СМИ ГУВД Москвы Геннадия Мельника, во время вчерашнего марша армейских болельщиков, которых сопровождал милицейский эскорт, были разбиты несколько стекол и сдвинута с места одна палатка, кроме того, задержаны и отпущены до решения суда около 30 человек. Мельник сообщил, что речь идет о мелком хулиганстве, "пострадавших людей не зафиксировано, работники милиции сработали очень оперативно, никто не инициировал никаких антиобщественных происшествий". Его версия происшедшего выглядит следующим образом. "Подогретые пивом люди" неосторожны в выражениях своих эмоций, и когда в толпе кто-то падает или толкается "нечаянно в узком месте", неизбежно происходят инциденты. Всерьез же воспринимать версию об антиобщественном настроении марша болельщиков, по его словам, нельзя. "Если двести человек начинают что-то громить, тремя стеклами там не обходится".

Что касается присутствия скинхедов в колонне болельщиков, то в вопросе проверки информации подобного рода Мельник был солидарен с нами: он тоже хотел бы проверить эту информацию. "Как их там определишь, скинхедов? Он же не несет на себе клеймо: "Я – скинхед, я пришел громить Арбат". В связи с этим Мельник предложил "не касаться этой темы, поскольку в данном случае никто ничего не заявлял и тема скинхедов – это просто-напросто недобросовестный прием". По его мнению, СМИ необходимо оправдать свои прогнозы относительно активности скинхедов и они ищут для этого малейшую возможность.

На вопрос о том, насколько высока сейчас активность скинхедов, г-н Мельник задал встречный вопрос: "Вам за эти десять дней хоть один проявляющий активность скинхед встретился?".

В УВД "Арбатское" отказались комментировать события прошлого вечера, однако посоветовали обратиться в пресс-службу УВД Центрального округа. Круг замкнулся.

Итак, позавчера армейские болельщики радостно прошлись по Арбату, согласно официальной версии, человеческих жертв нет, разбиты несколько стекол, пострадала палатка, задержаны и отпущены около 30 человек, действия которых определяются как "мелкое хулиганство". Ищем среди всего этого слово "скинхед", не встречаем его, и с удивлением отмечаем этот факт наряду с прочими. Смотрите, как интересно получается: слово "скинхед" в официальной версии вчерашних событий нигде не встречается, однако с уст оно не сходит. Пресса норовит обвинить бритоголовых в "беспорядках", причем проверять эту информацию бросается далеко не каждый. Речь не о том, что экстремистские группировки "белые и пушистые". Речь о том, что не всякое деяние нужно расценивать как совершенное экстремистской группировкой. В частности, скинхедами.

С другой стороны, и г-н Мельник явно уходит от прямого ответа на прямой вопрос. Ибо формулировка "насколько высока активность" предполагает цифры, кои отнюдь не были названы. Таким образом, остается неясно:
1. Сколько раз скинхеды и представители других экстремистских группировок подозревались в антиобщественных и противоправных (в том числе уголовных) деяниях… ну, скажем, за прошедший год;
2. Сколько вышеупомянутых подозреваемых были признаны судом виновными в приписанных им действиях;
3. Ведется ли статистика следующего порядка: соотношение скинхедов, виновных в противоправных действиях, со скинхедами, не виновными ни в чем; сравнение этого соотношения с аналогичными по различным возрастным, социальным и религиозным группам населения.

Из-за неясности вытекают и всевозможные предположения, догадки и сплетни, которые распространяют особо ретивые искатели истины. С другой стороны, снова возникает вопрос: как вообще появилась тема присутствия бритоголовых мальчиков на футбольном сборище?

Но для начала надо разобраться с иной темой: скинхеды – это кто? Это нацисты? Это просто те, кто бреет голову?

Скинхедов (детей улицы, детей рабочего класса, как они сами себя называют) очень часто отождествляют с нацистами. Действительно, мода у скинов своеобразная: тут и бритые головы, и ботинки, соответствующие теме агрессивного "дрыгоножества", и другие атрибуты милитаризма. Однако отождествлять скинхедов и нацистов не совсем верно. Мода скинхедов определяется вовсе не униформой фашистов, а одеждой рабочих английских доков, куда в 60-х гг. XX века потихоньку пришла ямайская культура. Сей странный синтез и определил музыкальные и поведенческие пристрастия скинов: драки, пабы, мужской шовинизм. Под влияние профашистских политических партий многие скинхеды попали только к середине 70-х гг., а к 80-м в народах уже укоренился образ скинхеда-нациста – и среди бритоголовых действительно немало сторонников наци.

Тем не менее, значительная часть скинхедов так или иначе стремится избавиться от этого стереотипного имиджа. Вот наиболее известный пример реализации подобного стремления: в 1993 году в Нью-Йорке было создано движение RASH (Red&Anarchist Skinheads), которое поставило своей целью достижение коммунистических и анархистских идеалов, борьбу с расизмом, классовой дискриминацией и глобализацией. "Мы ненавидим расизм и сражаемся с ним везде, где он поднимает свое уродливое рыло", – заявляют члены этого движения. "Левые" скины верят в силу и правоту рабочего класса. Ни к каким нацистам они себя не причисляют.

Именно поэтому нельзя огульно отождествлять нацистов и скинхедов. Скинхед может быть нацистом, а может и не быть. Одно другому не противоречит, и одно к другому не обязывает. Это – первый момент, когда неоправданно отождествляется одно с другим.

Второй момент – весьма вольное обращение с фактами. Как, к примеру, в комментариях событий вечера 12 мая. Имеем побитые витрины – делаем вывод о массовых беспорядках на националистической почве. Основанием к выводу служит раздутый в последнее время ажиотаж на тему националистических выходок отдельных товарищей.

В результате у читателя, во-первых, складывается формула "скинхед = нацист", во-вторых, закрепляется стереотип опасности, исходящей от скинхедов. При этом любое объективное слово о скинхедах (не оправдательное, прошу заметить, а объективное) воспринимается в штыки: народу уже нравится тема бритоголовых наци – это интересный, очень стильный и яркий имидж. Имидж этот привлекает глаз и будоражит воображение, на нем очень легко обыгрывать бесчисленные социальные темы, и он так же хорош для журналистов, как и для всех ищущих "козлов отпущения".

И ничего удивительного поэтому нет в том, что на фоне бесконечных обвинений всех скинхедов в различных проявлениях нацизма многие истинные нацисты теряются, блекнут и становятся невидимыми и неуловимыми. Но эта тема определенно совсем для другого разговора.

Ирина ОРЕНИНА |
Выбор читателей