Второстепенные маски

Читать в полной версии →
Киру Муратову можно обожать; от Киры Муратовой может мутить... Кире Муратовой плевать, что нам блевать, она просто снимает кино. И это она делать умеет

Второстепенные люди
Украина, 2000
Режиссер: Кира Муратова
В ролях: Наталья Бузько, Сергей Четвертаков, Жан Даниэль


"А мне плевать, что вам неинтересно!"
"А мне плевать, что вам плевать!"
"А мне плевать, что вам плевать, что мне плевать!"
"А мне неинтересно, что вам плевать!!!"

Где-то уже такое было... Точно! "Где твоя тачка, чувак? – Чувак, где моя тачка?" – и так далее по всему диалогу, "плевать – не плевать", "чувак – не чувак". Но приведенный в начале диалог – это вовсе не новые экзерсисы голливудских фильммейкеров, изощряющихся с жанром молодежной комедии, это серьезное и большое кино. "Второстепенные люди" – кино не для всех, а для удовольствия. Для удовольствия тех, кто готов встретиться на экране с реальностью, политой смачным соусом абсурда, пережевать все это, проглотить и усвоить.

Киру Муратову можно обожать и считать ее главным мастером "несущей современности", от Киры Муратовой может мутить (когда, например, фотограф с обезьянкой взасос целуются долго-долго, глубоко-глубоко, меня вот всерьез поташнивает). Но нельзя не признать, что Муратова снимает большое и серьезное кино, даже если это водевиль с элементами индийских песнопений и танцев, даже если это черная эксцентрическая комедия на странном языке – одесском малороссийском. Кире Муратовой плевать, что нам блевать, она просто снимает кино. И это она делать умеет.

Сюжет ненормален до сумасшествия, атмосфера обыденна до дрожи. В кущах действия обыгрывается тема хармсовской "Старухи": весь фильм героиня таскается с чемоданом, в который уложен труп, и не чает от него избавиться. Мешают ей все и вся: милиционеры, собаки, эксгибиционисты. Доктор (Сергей Четвертаков), непосредственно участвовавший в несчастном случае с летальным исходом, отказывается от дальнейших "пряток трупа". Единственным помощником Веры (Наталья Бузько) становится мальчик Миша, отлучившийся на минутку из сумасшедшего дома. Пока героиня поет и пляшет с трупом на руках, параллельно основной линии бандит по кличке Жирный (Жан Даниэль) мечтает порешить своего конкурента – Буля, которого Жирный не выносит с тех пор, как они вместе преподавали в школе. Тот был физкультурником, а Жирный практиковал в качестве учителя литературы (с графиком "урок-окно, урок-окно, урок-окно, урок-окно, а этот – четыре часа отработал и свободен"). В тот момент, когда охранник, утомленный истерикой хозяина, соглашается стать убийцей, оказывается, что Буль уже "благополучно" скончался в багажнике машины Жирного. Трупы в этом фильме будут оживать, растворяться в небытие, возрождаться из него и раздваиваться. Обычные для фильмов Муратовой рефрены "А мне плевать, что вам плевать!" в этом фильме обретают надсадно-истерические интонации. Реальность могла бы возродиться из маразматических картинок, сложиться, как мозаика, из разрозненных бессмысленных деталей – но вместо это рождается мир муратовского псевдонатурализма, отталкивающий и привлекательный одновременно.

Актриса Наталья Бузько, исполнившая главную роль, – участница проекта "Маски-шоу"; примечательно, что другие персонажи "Масок" сыграли в эпизоде. Эпизодические герои вообще Муратовой удаются, может быть потому, что главной среди "второстепенных" может быть только она сама.

Евгения ПЛЯШКЕВИЧ |
Выбор читателей