Вероятно, госэксперт имел в виду нанесение специальной краски на опоры и подсветку, но, как пояснил корреспонденту "Yтра" представитель РАО "ЕЭС России" Андрей Егоров, в данном случае речь идет об опорах линии на 110 киловольт (кВ), а на них эти требования не распространяются, т.к. они ниже 50 метров. Вот, скажем, на высоких трубах ТЭЦ размещать красные маячки положено, что всегда и делается. Получается, что эксперт по авиационной безопасности не знает простых правил собственного ведомства. Или не хочет знать.
Складывается впечатление, что авиационные службы, реально отвечающие за безопасность полетов, неуклюже пытаются отвести от себя вину в происшествии. Видимо дело в том, что во время расследования могут всплыть странности в их действиях. Почему-то слов генерала Лебедя "Беру всю ответственность на себя" хватило для нарушения службами инструкций, запрещающих вылеты в плохую погоду. Вообще-то, дело чести любого специалиста - настоять на своем решении, а не поддаваться желанию клиента идти на неоправданный риск. Почему-то (как утверждают некоторые СМИ) летчикам дали карту местности более чем 20-летней давности, на которой не обозначены современные ЛЭП. Почему-то теперь говорят о подсветке опор электропередач, хотя с начала 80-х годов (когда была построена эта линия), никто об этом не вспоминал. И немудрено, ведь если нужно ставить маяки на эти опоры, то, вероятно, придется подсвечивать и деревья, часто не уступающие в высоте опорам. Вот уж у лесхозов забот прибавится! Андрею Гусеву просто не повезло - его сделали "громоотводом", как и печально известного Игоря Дыгало, долго рассказывавшего стране про то, как спасут "Курск". Печальная участь… И жаль, что эксперт согласился играть эту незавидную роль.
Кроме того, ЛЭП, похоже, хорошо известна местным летчикам. Это подтверждает и расшифровка записи "черного ящика" вертолета. Одна из последних фраз на пленке: "Жди, здесь должна быть ЛЭП".
Выяснилось, что, пилоты в целом действовали правильно, двигаясь вдоль дороги и, соответственно, вдоль ЛЭП. Более того, пилоты даже знали о приближении к сложному участку, где линия пересекает дорогу. И все было бы нормально, если бы не помешали погодные условия, из-за которых летчикам не удалось сразу заметить пересечение. В такой ситуации довольно сложно быстро сманеврировать, учитывая размеры машины - больше 20 м в длину и почти 4 м в высоту. Но авиаслужбам в этот раз не удастся, как обычно, переложить вину на пилотов. Известно, что они, понимая все трудности, отказывались лететь по маршруту, но слово начальства - закон.
Известный трюк - во всех бедах обвинять Чубайса - не прошел. Какие только грехи не пытались перекладывать на плечи руководителя РАО завалившие свою работу чиновники, но в авиакатастрофах еще не обвиняли. В такое трудно поверить даже привыкшим ко всему журналистам. Если допустить на минуту, что частица смысла в словах Андрея Гусева и есть, то получается странная картина. Чубайс, видимо, должен заботиться о безопасности полетов, решая, что отмечать красными огоньками, а что - нет. Может быть, это все-таки дело соответствующих наземных служб? А другие ведомства, включая РАО ЕЭС, должны четко выполнять эти предписания. Что и делается - всё, что по правилам положено, давно размечено и отмаркировано.
Так что Андрею Гусеву, пожалуй, есть смысл в первую очередь поинтересоваться разрухой в своем ведомстве, а не пытаться перенести ее в другой дом.