По словам г-на Сатарова, наибольшие суммы тратятся на поступление в вузы – 449 млн. долларов. Вторая статья взяточнических расходов – автоинспекция, на нее россияне расходуют 368 млн. долларов. На третьем месте суды – им достается 274 млн. Что касается коррупции в сфере бизнеса, то там ежегодные суммы взяток составляют 33,5 млрд. долларов, в то время как доходная часть российского бюджета в 2000 г. составляла 40 млрд. И это, по данным президента ИНДЕМ, минимальные цифры. "Реально же они могут быть в три раза больше", – "обнадежил" Сатаров и обратил особое внимание на то, что уровень коррупции за последние годы отнюдь не изменился. Население "считает, что уровень коррупции при Ельцине и при Путине соотносится как 8:1... На самом деле это не соответствует действительности".
По данным фонда ИНДЕМ, в ситуацию, когда приходилось решать, давать или не давать взятку, попадало 50% рядовых граждан, при этом 38% взятку давали. "Что же касается деловой коррупции, то 82% – это доля бизнесменов, про которых абсолютно точно можно сказать, что они давали взятки", – сообщил Сатаров. Он указал также на то, что одной из особенностей российской коррупции является "надежность коррупционной сделки". Она, по данным исследования, составляет 98%.
Методика исследования фонда состояла в проведении глубинных интервью с бывшими крупными чиновниками, в том числе руководителями правоохранительных органов, крупными бизнесменами и т.д. "Кроме того, – добавил г-н Сатаров, – мы проводили социологические опросы среди простых граждан, а также среди бизнесменов самого различного уровня".
Да, выявить факт дачи взятки – дело нелегкое, и раскрыть это преступление почти невозможно. Вот цифры, которые приводят трое российских правоведов – Ю.А.Кузнецов, Ю.Р.Силинский и А.В.Хомутова – в своей работе "Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции":
"Статистика выявленных в России за 1991-1996 гг. фактов взяточничества выглядит достаточно скромно: 1991 г. – 2534, 1992 г. – 3331, 1993 г. – 4497, 1994 г. – 4921, 1995 г. – 4889, 1996 г. – 5453. Доля взяточничества в общем числе выявленных преступлений колеблется в пределах 0,1-0,2%".
А вот какие данные привел в своем докладе 31 октября 2001 г. на утреннем заседании Государственной думы первый заместитель Генпрокурора России Юрий Бирюков: "В первом полугодии этого года... зарегистрировано 6 тысяч 980 фактов взяточничества, что на 8,2% больше, чем за такой же период прошлого года". К сожалению, Юрий Станиславович не привел данные об итогах судебных процессов, возбужденных по факту взяточничества, ограничившись лишь единичными примерами.
А между тем вопрос этот не праздный. Самое скверное заключается в том, что даже на выявленные факты дачи взятки наши суды в большинстве случаев реагируют весьма и весьма неадекватно. И это совсем неудивительно, если учесть их исключительную коррумпированность, которую с цифрами в руках засвидетельствовал г-н Сатаров. Однако даже и без учета впечатляющей суммы в 274 млн. долларов существует немало косвенных подтверждений коррупции в среде судейских. Еще в 1999 г. председатель Комиссии Госдумы по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти РФ в коррупционной деятельности А.Куликов в своем отчете отмечал, что в то время как за период с 1986 по 1996 гг. в общей сложности было зарегистрировано 43.690 фактов взяточничества, осуждено по этим делам всего 12.943 человека, что составляет 29,6%. "При этом, – отмечает г-н Куликов, – если в 1986-1987 гг. осуждался каждый второй из выявленных коррупционеров, то в последующие годы – в лучшем случае каждый четвертый".
В январе того же 1999 г. Институт государства и права РАН при содействии Московского исследовательского центра по проблемам транснациональной организованной преступности и коррупции провел "круглый стол" на тему: "Углубление социально-правового контроля преступности – одна из предпосылок решения социально-экономических проблем". Тогда главный научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор С.Г.Келина отмечала: "Анализ даже опубликованной статистики показывает, что суды не пользуются теми средствами, которые им дает уголовный закон. Возьмем взяточничество – самый популярный вид коррупции. В течение многих лет суды по трем четвертям приговоров выносили меры наказания ниже низшего предела, предусмотренного законом. В 1997 г. по всей России было зарегистрировано 5608 случаев получения взятки (по данным криминологов, латентность (здесь: нераскрываемость – И.О.) по этой категории дел составляет не менее 95%); осуждено – 790 человек (т.е. в отношении 4818 человек дело было прекращено в период расследования); по ч.1 ст.290 УК к лишению свободы приговорено 165 из 553 осужденных по этой статье".
Занимательная статистика, не так ли? Она свидетельствует о том, что в первую очередь не стоит обольщать себя иллюзиями. С каждым годом выявляется все больше и больше фактов взяточничества (хоть темпы роста и невелики), но это вовсе не означает однозначного улучшения работы наших правоохранительных органов. С равным успехом можно предполагать увеличение количества случаев дачи взятки и сохранение пропорции латентных и выявленных случаев. Кроме того, взяточничество было русским "национальным" преступлением уже в ту пору, когда наших прапрадедов не существовало даже в проекте, а "успехи" на поприще борьбы со взяточниками выводили из себя еще Петра I... Выводы можно делать какие угодно, но факт остается фактом: ни одна из предложенных доныне систем противодействия коррупции так и не принесла желаемых результатов. Стало быть, не там ищем...