Д
Внешне встреча изобиловала эмоциями и навевала ассоциации с ельцинским периодом трогательной личной дружбы с "другом Биллом, "другом Гелмутом" и т.д. Во всяком случае, удостаивая российского коллегу забавного прозвища "Пути-Пут", американский президент вряд ли вкладывал в это тонкий дипломатический подтекст, проявляя, скорее, искреннее к нему расположение. (Надо признать, что в ходе саммита российский президент выглядел гораздо более строго и деловито, нежели его американский коллега.) Тем не менее, несмотря на всю внешнюю благостность картины, было ясно, что пора "президентских посиделок" эпохи Бориса Ельцина навсегда канула в Лету.
Что касается результатов встречи президентов, тут обошлось без сенсаций. Переговоры закончились запрограммированной победой американской стороны, решившей в их ходе практически все изначально поставленные задачи. Американцы зафиксировали на бумаге признание Россией наиболее выгодного для США сценария решения вопроса стратегических вооружений, что и стало основным итогом саммита. Вторая глобальная задача, успешно решенная в ходе визита Буша в Москву, – экономическая. Американская сторона удостоверилась в том, что при необходимости Россия по первому зову будет готова оказать США энергетическую поддержку. Нельзя сказать, что поставки российских энергоносителей имеют сегодня для Штатов стратегическую важность, но потенциальная возможность этого отнюдь не лишняя в современных политических условиях.
Третья по счету и значимости задача, успешно решенная американцами, – весьма элегантный уход от прямых ответов на наиболее интересующие Россию экономические вопросы. Это и пресловутая поправка Джексона – Вэника, и признание России страной с рыночной экономикой, и ситуация вокруг экспорта российской стали в США. Фактически "подвесив в воздухе" все эти вопросы, Дж.Буш оставил за Америкой хороший инструмент воздействия на Россию, которым легко можно будет воспользоваться с целью получения максимальной выгоды в дальнейшем. Но едва ли эти "подвиги" – исключительная заслуга самого Буша, скорее это результат удачной многоходовой комбинации, разыгранной с участием всех государственных структур США.
Как известно, незадолго до прилета американского президента в Москву сенат проголосовал за то, чтобы оставить в силе злополучную поправку, позволяющую в любой момент прибегнуть к дискриминационным экономическим санкциям по отношению к России. В ходе саммита Буш заявил: "Моя просьба и желание господина Путина – чтобы поправка Джексона – Вэника была снята". Но вот другая фраза, сказанная им же, и звучит она уже иначе: "Это (отмена поправки) требует действий со стороны конгресса, и я надеюсь, что они эти действия предпримут". Демарш американских сенаторов-демократов, увязавших отмену поправки с предоставлением Россией "зеленого света" американской курятине, говорит о том, что президент самого могущественного государства отнюдь не всесилен. И поэтому нет никакой уверенности в том, что, несмотря на заверения Буша, России не придется платить за отмену поправки. Скорее всего, этой платой будет окончательный и бесповоротный допуск на российский рынок пресловутых куриных окорочков.
Что касается предоставления нам статуса страны с рыночной экономикой, окончательное решение по этому вопросу будет принято до 14 июня. Подобная постановка вопроса вновь свидетельствует, что американская сторона намерена выжать из России максимум уступок в обмен на свое положительное решение.
Половинчатым было и решение, принятое в ходе встречи на высшем уровне по вопросу экспорта российской стали в США. Как заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, в ходе переговоров речь шла о продлении срока антидемпингового расследования по российской холоднокатаной стали до сентября этого года, вместо 10 июля, как предполагалось раньше. По словам Грефа, в этом случае появляется возможность подписания двустороннего соглашения о поставках российского холодного проката в США. Снова Россию кормят обещаниями "принять меры". Конечно, и подобные полумеры можно считать успехом, но вряд ли он адекватен рангу состоявшейся встречи.
Возвращаясь к вопросу энергетического сотрудничества между Россией и США, приведем текст совместного заявления о новом российско-американском энергетическом диалоге, прозвучавшего на встрече двух президентов.
Успешное развитие мировой экономики зависит от своевременных и надежных поставок энергоносителей. В этой связи мы приветствуем тот факт, что Российская Федерация подтвердила свою роль в качестве одного из крупнейших мировых поставщиков энергии. С целью общего укрепления наших отношений, а также повышения мировой энергетической безопасности и международной стратегической стабильности, мы договорились начать двусторонний энергетический диалог.
В рамках этого Диалога мы намерены:
– Развивать двустороннее сотрудничество в области энергетики на взаимовыгодной основе в соответствии с национальной энергетической политикой наших стран.
– Снижать неустойчивость и повышать предсказуемость мировых энергетических рынков и надежность мировых поставок энергоресурсов.
– Содействовать коммерческому сотрудничеству в энергетическом секторе, увеличивая взаимодействие между нашими компаниями в области разведки, производства, переработки, транспортировки и сбыта энергоносителей, а также в реализации совместных проектов, в том числе в третьих странах.
– Содействовать инвестициям для дальнейшего развития и модернизации топливно-энергетического сектора России, в том числе расширению добычи нефти и газа в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в прибрежных районах.
– Расширять доступ российских энергоресурсов на мировые рынки, в том числе путем коммерческого развития и модернизации российской портовой и транспортной инфраструктуры, электроэнергетического и газового секторов, нефтеперерабатывающих мощностей.
– Способствовать научно-техническому и деловому сотрудничеству в области использования нетрадиционных источников энергии, энергосберегающих и экологически чистых технологий.
– Сотрудничать в разработке и развитии новых более экологически безопасных технологий ядерной энергетики.
Мы намерены обсуждать энергетические проблемы в ходе наших будущих двусторонних встреч и дать соответствующие поручения включить эти вопросы в общую двустороннюю повестку на всех уровнях наших правительств. В этой связи мы приветствуем создание Российско-Американской рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики.
Мы воодушевлены тем, что наше коммерческое сотрудничество развивается не только в России и прилегающих регионах, таких как Каспийский, где многовариантность трубопроводов и совместные инвестиции в разведку и добычу энергоносителей укрепляют суверенитет, благосостояние, сотрудничество и интеграцию в мировую экономику всех государств-участников. Мы также приветствуем наше деловое сотрудничество в США и других регионах мира, где наши компании и их иностранные партнеры могут объединять свой опыт, технологии и финансовые ресурсы для обеспечения экономически надежных поставок энергоносителей, что имеет существенное значение для роста благосостояния и укрепления глобальной стабильности.
Как видим, документ не содержит ничего, что могло бы касаться конкретных проектов. Он лишь весьма поверхностно указывает на потенциальные намерения США прибегнуть к топливно-энергетическому сотрудничеству с Россией в случае крайней нужды.
Вместе с тем, в тексте есть несколько интересных моментов, на которые стоит обратить внимание. В одном из пунктов заявления говорится о содействии инвестициям для дальнейшего развития и модернизации топливно-энергетического сектора, включая расширение добычи нефти и газа в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в прибрежных районах. Это в определенной степени указывает на то, что США не собираются сложа руки ждать того момента, когда им придется обратиться к России за энергоносителями, но потенциально могли бы проинвестировать наиболее перспективные разработки. Еще одно немаловажное замечание: "Расширять доступ российских энергоресурсов на мировые рынки, в том числе путем коммерческого развития и модернизации российской портовой и транспортной инфраструктуры, электроэнергетического и газового секторов, нефтеперерабатывающих мощностей". По большому счету это означает определение одного из потенциальных направлений возможных инвестиций в энергетической сфере. Как известно, в нынешней ситуации российскому нефтяному экспорту в США мешает недостаточная развитость экспортной инфраструктуры, не предполагавшей ранее масштабных торговых отношений с заокеанским соседом. Попросту говоря, большинство российских портов, за исключением черноморских, не в состоянии принимать танкеры с дедвейтом, позволяющим сделать заокеанские перевозки экономически оправданными. Согласно совместному заявлению, американская сторона может принять определенное инвестиционное участие в реконструкции таких портов, строительстве новых, а также в сооружении необходимых нефтепроводов. Если этому суждено сбыться, то Россия действительно получит заметное расширение своих нефтеэкспортных возможностей, что при любом исходе значительно усилит ее положение на рынке. О том, насколько серьезны намерения американцев, будут свидетельствовать реальные их действия по адаптации российского ТЭКа к работе с США.
Итак, что у нас в сухом остатке? Президентский саммит, как и предполагалось, обошелся без каких-либо судьбоносных прорывов. В ходе мероприятия обсуждались рабочие вопросы, решение по которым хорошо просматривалось заранее. Успехи российской стороны следует расценивать как весьма посредственные. Ни один из обсуждаемых на саммите вопросов не решен однозначно в пользу России, хотя вряд ли стоит винить в этом только российского президента. Полноценные и равноправные договоренности могут возникать лишь в том случае, когда договаривающиеся стороны находятся в равной весовой категории.
Чего в реальности добился "друг Пути-Пут" в ходе бесед с "другом ковбоем", пользуясь подаренными судьбой козырями, станет ясно достаточно скоро. Возможно, уже в июне.
С новой рабочей неделей, господа.