В Америке коленкор иной. Может, уровень жизни сказывается, может, нервная система у людей гораздо более тонко организована – сложно сказать. Что бы то ни было, а прошлогодний теракт летчиков-камикадзе никак не дает покоя. Понятно, что относиться к нему легко и с юмором – задача весьма непростая, несмотря на все доводы разума, который советует ничего не принимать близко к сердцу. Не принимать близко к сердцу трагедию такого масштаба может не всякий. Но та серьезность, с которой некоторые до сих пор относятся к терактам, доходит до абсурда.
Так, например, американская сеть кафе Starbucks отозвала свой рекламный плакат, идея которого, по мнению критиков, была кощунственной по отношению к событиям 11 сентября. Новый летний напиток, чай со льдом, рекламировался следующим образом. На плакате были изображены две стоящие рядом высокие чашки, между ними – муха, а рядом надпись: "Рухни в прохладу!". Появилась эта реклама в апреле на стенах кофеен Starbucks в Америке и Канаде.
Вообще, степень паранойи должна достигать чудовищного размаха, чтобы в двух чашках, мухе и вполне невинной надписи усмотреть намек на два небоскреба, самолет и события, с ними связанные. Но еще большей мнительностью надо страдать, чтобы считать такое поведение адекватным. Сейчас поясню, что имеется в виду.
Сама компания Starbucks не получила ни одной прямой жалобы на содержание своих плакатов. Однако в ее штаб-квартиру позвонили из газеты "Нью-Йорк пост" и сказали, что один из читателей был рекламой недоволен. После этого руководство Starbucks заявило: "Все наши кафе в Северной Америке проинструктированы о необходимости немедленно снять эти плакаты" и срочно выразила "глубокое сожаление", если плакат был кем-то "неверно истолкован", ибо Starbucks не имела в виду ничего "неделикатного или обидного".
Дальше дирекция начала маловразумительно оправдываться, щебеча об "общей концепции" плаката. Там было что-то об образе "волшебного места" с яркими красками и элементами летней фауны – мухами и бабочками, а также о слогане, который призывал на самом деле "выпить чего-нибудь прохладного в жаркий летний день". Потрясающее уточнение. Без него никто, наверное, и не догадался бы, что призыв пронзить очередным самолетом очередной небоскреб должен звучать не "Рухни в прохладу", а как минимум "Создай свое пекло".
Поведение Starbucks можно и нужно считать классическим примером той политкорректности, от которой каждый здравомыслящий человек должен бежать, как от чумы. Суть ее в следующем: один дурак сказал – все сделали. Последствия не менее удручающи: дураки диктуют условия.
С таким подходом к вопросу никакое нормальное творчество просто невозможно. Всегда может найтись параноик, который "усмотрит" в рекламном плакате, кадре из фильма или строке из песни какой-нибудь "нездоровый намек", подаст в суд и, что характерно, с очень большой вероятностью выиграет процесс! В результате "другим" будет "неповадно", иными словами, художники, режиссеры и поэты должны будут думать не о том, как лучше реализовать свою мысль, а о том, чтобы эта реализация не подействовала кому-нибудь на нервы. Угодить же всем просто невозможно.
Чертовски похоже на придворное творчество: недостатки портретов тщательно ретушируются, с полотен и из стихов изгоняется малейший намек на то, что может хотя бы малым образом скомпрометировать не подлежащее компрометации. Только в нашем случае в роли придворного цензора выступает дурак с маниакальным стремлением выискивать намеки и подозрительные тенденции. К сожалению, он в своем праве: закон на его стороне, поскольку тщательно оберегает его трепетные чувства от любого посягательства. Называется это гуманизмом и конечной целью преследует, очевидно, общую деградацию: творчество нивелируется, дурак торжествует от сознания собственной правоты. Самое скверное, что примеру этой торжествующей… гм… биологической единицы последуют другие – не менее биологические. После нескольких прецедентов подобного рода спать спокойно художники смогут только в том случае, если будут рисовать улыбающегося до ушей розовощекого представителя любимой нации со взглядом, устремленным в светлое будущее и слоганом: "Мы победим!"
К сожалению, в России это уже проходили. Америка, похоже, решила наступить на те же грабли. Что ж, в романтике самиздата есть своя прелесть. Он, по крайней мере, не должен думать о дураках.