Как стало известно "Yтру" из собственных источников, в высших кругах исполнительной власти Чечни распространяется и обсуждается некий новый "План мира для Чеченской республики", предложенный профессором Русланом Хасбулатовым. Пока с предложениями, выдвинутыми из Москвы, ознакомилось лишь ограниченное число политических деятелей, что вызывает массу слухов, основной лейтмотив которых: в Чечне будут затребованы новые политические фигуры.
Основная идея "плана Хасбулатова" – придание Чечни особого статуса "демилитаризованной зоны", который будет гарантирован международными организациями – ООН, ПАСЕ, ОБСЕ. В дальнейшем предполагается создание так называемой "международной автономии". При этом республика должна обладать полной независимостью в решении всех внутри- и внешнеполитических проблем. Впрочем, авторы плана подчеркивают, что на первом этапе не собираются идти на размежевание с Россией. В документе предусматриваются некоторые "ограничения в самостоятельности республики", например, "сохранение между Россией и Чечней административных (не государственных) границ, единого гражданства, единой денежной системы, оказание Россией помощи ЧР в сфере международных связей и обязательстве ненанесения Чеченской Республикой при осуществлении самостоятельной деятельности в области внешних связей ущерба интересам России".
А главное – план предусматривает начало "трехсторонних переговоров с различными отрядами боевиков". Две стороны известны: первая – федеральная (Россия), вторая олицетворяет власть "непримиримых" (полевых командиров, "генералов", "полковников" и всевозможных "командующих"). Третья же сторона, определенная как основная, – это "сам чеченский народ в лице своих наиболее авторитетных представителей, не связанных ни с местными республиканскими, ни с федеральными властями". Не трудно догадаться, что с "основной стороной переговоров" авторы плана ассоциируют самого Руслана Хасбулатова, вот уже девять лет пребывающего в политическом вакууме.
В принципе, в новом "мирном плане" не существует никаких радикальных нововведений – все пункты, с которыми в эти дни знакомятся в правительстве Чечни, уже обсуждались во время прежних переговоров Москвы и лидеров Ичкерии. Более того, ситуация с невмешательством во внутренние дела Чечни и финансовыми отношениями республики с Россией имела место после соглашений, подписанных в Хасавюрте осенью 1996 года. Вплоть до октября 1999 года Москва исправно отчисляла в республику средства для нужд МВД Ичкерии, на борьбу с преступностью, наркобизнесом, торговлей оружием и похищениями людей. Как известно, российские транши были использованы на закупку оружия, боеприпасов и подготовку горных баз экстремистов. Денежные отношения с Москвой не помешали чеченским боевикам во главе с Басаевым напасть на Дагестан.
Очевидно, что этот план – очередная попытка Хасбулатова стать активным игроком на политическом поле. Однако, как считают аналитики, Кремль не заинтересован в имеющих антироссийскую направленность предложениях, которые, ко всему прочему, отражают все дудаевско-масхадовские идеи, позволявшие криминальному режиму существовать длительное время вне правового поля. В хасбулатовском "мирном плане для ЧР" фактически предусмотрено положение, к которому в свое время стремился Дудаев: чеченцы имеют возможность пользоваться всеми правами и свободами граждан РФ, с одновременной независимостью республики де-юре и де-факто.
По некоторым данным, новая инициатива Руслана Хасбулатова совпала с инициативами масхадовской стороны, пытающейся создать некий общественно-политический блок для передела власти в Чечне. Также известно, что "план мира для ЧР", предложенный Хасбулатовым, внимательно изучает Аслан Масхадов, причем экс-полковнику Советской армии настоятельно рекомендуют использовать этот документ в качестве программного. В случае инициирования переговоров, аналогичных хасавюртовским, "президент Ичкерии" может стать их одной из ключевых фигур. К процессу пытается подключиться и Березовский, у которого в Чечне свои интересы, связанные с бизнесом в сфере добычи и реализации углеводородного сырья.
В последнее время среди лидеров чеченских сепаратистов обсуждается еще один проект "замирения республики". Его автор – бывший советник президента США по национальной безопасности, а ныне один из руководителей "Американо-чеченского комитета" Збигнев Бжезинский выдвигает предложения, практически аналогичные хасбулатовским, называя "вариант Татарстана" наиболее приемлемым для Чечни. В то же время Бжезинский милостиво допускает возможность присутствия российских войск на юге Чечни. А Масхадову предписывается потребовать "от тех чеченских формирований, которые отказываются пойти на мирное урегулирование конфликта, покинуть страну".
Словом, как в России, так и за рубежом, зреют планы решения конфликта на Северном Кавказе, но все они повторяют печальный для России сценарий осени 1996 года. Планы утопичны, поскольку не учитывают мнения радикалов из числа тех, кто продолжает сопротивление России. Это подтверждают сведения из окружения полевых командиров. Масхадову активно готовят замену – в случае "непредвиденных обстоятельств" на политическую власть будут претендовать "имам Северного Кавказа" Зелимхан Ядарбиев и его заместитель Мовлади Удугов, избранные на встрече духовенства ряда республик Северного Кавказа с эмиссарами исламских организаций Турции, Саудовской Аравии и Иордании 18 мая 2002 года в грузинском селе Дуиси.
Военная составляющая руководства экстремистов оформляется в виде "Всеобщего совета шуры", который с помощью "Аль-Харамейн" и "Братьев-мусульман" формирует полевой командир саудовец Абу аль-Валид. Эта шура может заменить "правительство Масхадова" в случае расхождений по вопросам стратегии и тактики борьбы с Россией.