На Де Ниро идут по инерции: он одинаково хорошо играет и бандитов, и работяг, и отцов семейств, и копов. Особенно честных. Мерфи играет тоже хорошо. Особенно правильных темнокожих парней...
Шоу начинается (Showtime)
США, 2002
Режиссер: Том Дэй
В ролях: Роберт Де Ниро, Эдди Мерфи, Рене Руссо
Брэнды создаются с целью эффективно сплавить товар, поэтому участие в "Шоу начинается" двух более чем знаменитых голливудских актеров Эдди Мерфи и Роберта Де Ниро можно рассматривать как удачный рекламный шаг производителей ленты. На Де Ниро идут по инерции: он одинаково хорошо играет и бандитов, и работяг, и отцов семейств, и копов. Особенно честных. Мерфи играет тоже хорошо. Особенно правильных темнокожих парней...
Детектив Митч (Де Ниро) никогда в жизни не обезвреживал в последние секунды бомбу, не прыгал на капот автомобиля удирающих преступников, не врывался с пистолетом наголо в бандитский притон – словом, не выкидывал умопомрачительных штук, которыми обычно напичканы телесериалы вроде "Нэша Бриджеса". Митч – просто хороший полицейский, знающий свое дело. Участковый Трей (Мерфи) и мечтать больше ни о чем не может, как о роли крутого копа в каком-нибудь суперсериале. Трей, соответственно, – классический недотепа с завиральными идеями. Однажды поздно ночью Митч с напарником, замаскировавшись под "плохих парней", отправляются к наркоторговцам, чтобы засадить их всех за решетку. Трей случайно оказывается поблизости и, приняв полицейских за подозрительных типов, сообщает о них в участок, чем губит всю операцию. Наркоторговцы, почуяв неладное, скрываются, предварительно раздолбав все вокруг из супербазуки, а раздосадованный Митч разносит на атомы камеру телеоператора, который прибыл на место преступления по вызову Трея.
И тут в относительно спокойной жизни Митча начинаются большие неприятности: телекомпания, которой принадлежала разбитая камера, соглашается не подавать иск на полицейское управление, но лишь в том случае, если Митч снимется в их новом реалити-шоу про копов. Не трудно догадаться, что в напарники Митчу в итоге определят тупого Трея, который приглянулся телережиссерам тем, что до автоматизма отработал все зубодробительные трюки из арсенала Криса Такера. Вместе с ним Митч в прямом эфире вынужден расследовать дело, в ходе которого надо вычислить обладателя еще ни одному баллистику не снившейся супербазуки...
В "15 минутах" Роберт Де Ниро тоже играл честного полицейского. И тоже выступал по телевидению – правда, по кабельному и добровольно. В "Шоу начинается" герой Де Ниро утомлен пристальным вниманием к своей персоне двух длинноногих красоток с телевидения, нарушающих его холостяцкий образ жизни: сначала они перестраивают его кабинет и устраивают в углу "комнату откровений", в которой, согласно контракту, детективу надо проводить наедине с камерой не менее пяти минут в день; потом меняют его раздолбанный автомобиль на пижонский джип; наконец, модернизируют его неопрятную квартиру. Это, по идее, должно смешить зрителя: в "комнате откровений" Митч убивает положенное ему время, то читая газету, то поедая гамбургер, то просто тупо уставившись на зрителей; тачки своей новой стесняется; по вечерам продолжает в домашней мастерской лепить кривые глиняные кружки... На самом же деле смешит только предсказуемость всех этих штампованных ингредиентов современной американской комедии. Впрочем, Де Ниро будет интересен даже в мыльной опере среди картонных декораций...
Дуболомство Трея тоже клишировано: он, в сущности, не так уж и плох, просто интеллектом не отличается. Зато когда надо, ради напарника и от звездной роли откажется, и в самый критический момент придумает, как обезвредить преступника, и за личную жизнь готов поговорить... Короче говоря, это та самая пресловутая голливудская политкорректность в отношении нацменьшинств, для упрочения которой Мерфи подходит как никто другой. Тут я недавно узнала, что клевый парень Эдди Мерфи, клонирующий из фильма в фильм карикатурный образ афро-американца, оказывается, продолжает традицию темнокожих комедиантов старшего поколения – Била Косби и Ричарда Прайора. И даже не просто продолжает, но обогащает ее чувством собственного превосходства: мол, взгляд его полон жесткой иронии к окружающему миру, а унитазный юмор – это такой надрасовый "высший пилотаж", который не всякому негру по плечу. Конечно, участковый Трей – просто образец нравственности, по сравнению, скажем, с чокнутым профессором: даже в самый критический момент Трей вдыхает три раза и говорит себе: "шоу начинается", а вовсе не то, что вы подумали, – и все же от своего гиньольного амплуа Эдди пока отказываться не хочет. Непонятно только, почему. Как-то раз про Мерфи сказали, что он запросто может сыграть скунса или даже кресло-качалку, достаточно ему только особенным образом улыбнуться. Похоже, так оно и есть: Мерфи блестящий мим – в "Шоу начинается" есть несколько великолепно исполненных им крупных планов, – но, кажется, сам жанр пора бы уже перерасти.
Особое внимание стоит обратить на сюжет. Он представляет собой не всегда, но в большинстве случаев довольно сносное сочетание ничем не выдающихся элементов комедии и боевика, и, что особенно подкупает, совершенно не испорчен лирическими или мелодраматическими наворотами. И все-таки сценарий хромает – прежде всего на ту ногу, на которую обычно опирается правдоподобие. Довольно трудно вообразить, чтобы из-за одной разбитой камеры какая-то телекомпания (к тому же с низким рейтингом) смогла заполучить себе в качестве телезвезды настоящего детектива, расследующего особо важное дело, выдавать в прямом эфире все его перемещения, да чтоб при этом преступление было раскрыто. Совершенно нелепо выглядит передвижная студия телекомпании, следующая по пятам за машиной полицейских во время их погони за преступниками. Неуверенно обыграна и финальная часть фильма, в которой полицейское управление вдруг запрещает дальнейшие съемки шоу, но не замечает вмонтированных в кабинете начальства скрытых камер и продолжающихся телевизионных эфиров. С другой стороны – в американском кино и не такое еще бывает...
Смотрите в кинотеатрах МДМ-кино, Люксор, Киноплекс на Ленинском.