Аналитики Stratfor полагают, что Россия выйдет из прибыльного для себя экономического проекта стоимостью почти в 800 млн долларов под давлением мирового сообщества и, прежде всего, Соединенных Штатов, обеспокоенных перспективой обретения Ираном военного ядерного потенциала. Владимир Путин, последовательно проводящий курс на сближение с Западом, более не мог сдерживать давление своих коллег и принял решение отказаться от содействия Ирану в строительстве атомной станции. Stratfor полагает, что отказ от прежних договоренностей Россия будет проводить в жизнь плавно, дабы не потерять лица, будучи обвиненной в "подобострастии" к Западу. Американские аналитики полагают, что Тегеран еще некоторое время станет пытаться удерживать Россию в рамках прежних договоренностей по вопросам военно-технического сотрудничества, однако параллельно будет вести поиск нового партнера. Среди возможных преемников России называются Китай, Франция, ЮАР, Малайзия и Белоруссия.
Отход Москвы от прежнего курса сотрудничества с Ираном в области ядерной энергетики продиктован не только давлением западных стран, но и вполне реальными соображениями безопасности. Недавно британская "The Guardian" предположила, что Россия не смогла договориться с Ираном по вопросу контроля за использованным ядерным топливом атомной станции. Примечательно, что журналистам газеты также удалось ознакомиться с внутриправительственными документами по данному вопросу. Так, в служебной записке министра энергетики России говорится следующее: "Вопрос об использовании отработанного ядерного топлива не присутствует в соглашении о строительстве атомной станции в Бушере, подписанном Россией и Ираном… Обсуждение вопроса о возвращении отработанного ядерного топлива в Россию продолжаются". Тегеран указывает, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), недавно инспектировавшее атомный реактор в Бушере, сочло опасения насчет "непрофильного" использования ядерного топлива напрасными. Тегеран также выступил против установления Москвой строгой инспекции на станции после того, как она начнет работать в полную силу.
Любопытно, что прогноз Stratfor по времени практически совпал с всплеском комментариев по этому вопросу официальных лиц Москвы и Тегерана. Так, российский министр атомной энергетики Александр Румянцев, содержание некоторых служебных записок которого фигурирует в западной прессе, заявил буквально следующее: "Россия завершит строительство атомной электростанции в Иране, несмотря на возражения Соединенных Штатов". А вчера официальный представитель МИД Ирана Хамид Реза Ассефи отметил, что "два государства имеют большой потенциал для плодотворного сотрудничества, и у руководителей двух стран есть политическая воля, чтобы использовать имеющиеся возможности".
Если строительстве станции в Бушере все же будет продолжено без потери темпа, то оно завершится примерно через два года.