Кремль может "предписать" итоги выборов

Читать в полной версии →
Руководители СПС противопоставили себя "партии власти". Пока на роль новых правителей России они не претендуют, но через шесть лет ситуация может измениться

На днях в прессе появилось интервью руководителя фракции "Союз правых сил" Бориса Немцова, который определил нынешнюю политическую ситуацию в России как "чрезвычайное политическое положение". По его мнению, к 2004 году в стране "будет включен по полной программе весь административный ресурс для поддержки партии власти на выборах... Будут даны прямые, жесткие, недвусмысленные указания государственным и полугосударственным телеканалам".

Мнение лидера СПС подтвердил его первый заместитель Борис Надеждин. В своем интервью "Yтру" он отметил, что "тенденция абсолютна ясна". Надеждин напомнил, что положение дел в российской политике принципиально отличается от предвыборной борьбы в 1999 году. В частности, три года назад на телевидении существовало "два явно оппозиционных канала" – НТВ и ТВЦ, которые могли позволить себе агитацию против "властвующей" партии. Сейчас, по мнению Надеждина, "более-менее независимыми каналами можно считать" только ТВС (да и то условно) и НТВ (со скидкой на влияние "Газпрома"). А между тем, телевидение играет немаловажную роль в политических играх времён предвыборной кампании.

При сравнении сегодняшней политической ситуации и 99-м годом нельзя не учитывать и снижение влияния прежней региональной элиты. В 1999 г. существовала региональная партия "Отечество", которая, как считает Надеждин, представляла тогда явную оппозицию кремлевской "партии власти". Политические же структуры, заявлявшие о поддержке президента, в то время были разобщены.

В настоящее время президента поддерживает консолидированная партийная структура, в которую одна за другой вливаются новые политические образования. По словам Бориса Надеждина, сейчас "не существует никакой системной оппозиции". Региональные силы, которые ранее могли уравновесить на политических весах федеральную власть, ныне полностью подчинены президенту. Над губернаторами (реальной силой прошлых выборов) появились полпреды, проводящие политику "партии власти".

Именно потому, считает один из видных членов фракции СПС, "у кремлевских политтехнологов велик соблазн учинить управляемую демократию в полном объеме". Надеждин предполагает, что в Кремле попытаются "предписать" итоги выборов. "Это уже происходит. Не секрет, что Владислав Сурков составляет списки "правильных" депутатов по округам". То есть будет сделано все, чтобы уменьшить вероятность каких-либо случайностей, способных помешать "корректному" проведению выборов.

"Другое дело – пределы жесткости, насколько жестко это будет делаться". Борис Надеждин полагает, что если социально-экономическая ситуация в стране в целом, а также рейтинги президента и его "Единства" будут достаточно высоки, "никого особо мучить не будут". Если же рейтинги пойдут вниз, давление со стороны президента не исключено.

Таким образом, из замечаний руководителей "Союза правых сил" можно понять, что именно отсутствие оппозиции провоцирует действующую власть на авторитарный вариант "демократии". Возникает вопрос: а способна ли СПС, в таком случае, занять пустующую нишу и противопоставить себя Владимиру Путину? В интервью корреспонденту "Yтра" Борис Надеждин так прокомментировал позицию правых: "Мне не нравится термин "оппозиция". Мы способны предложить, и предложили, и выполняем в Думе, содержательную программу для России. Рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство. Ниже налоги, меньше чиновников. И если президент делает шаги в эту сторону, мы радуемся. В обратную – мы противимся..."

Впрочем, в выступлении Бориса Немцова некоторая заявка на "оппозиционность" все-таки прозвучала. Он заявил, что "Союз правых сил" планирует объединение демократов и выдвижение из их среды кандидата на президентские выборы, невзирая на невысокий рейтинг самой СПС. "Кто сказал, что все пойдут голосовать, как им скажут? Миллионы людей не хотят голосовать за бюрократический капитализм". Борис Надеждин, второе лицо после Немцова в партии, по этому поводу выразил куда больше скептицизма: "Надо быть реалистами. В обозримой перспективе на протяжении лет десяти партия, последовательно либеральная, рыночная и демократическая, какой является СПС, в нашей стране к власти не придет". То есть на роль "партии власти" в ближайшей перспективе правые пока не претендуют. Достаточно влияния, которое они оказывают на политику правительства и президента.

В этом отношении, считают правые, СПС выглядит довольно неплохо – как партия, занимающаяся не столько агитационной обработкой избирателей, сколько реальными делами в парламенте. "Не секрет, что про судебную реформу, низкие налоги и даже про военную реформу стали говорить после наших действий", заявил Надеждин корреспонденту "Yтра". С этой точки зрения, казалось бы, правым не стоит пенять на отсутствие каналов вещания – дела будут говорить за себя...

Но СПС вряд ли ограничится "реальным влиянием на политику" в стране, каковое влияние, по словам руководителей партии, может достичь 20% после парламентских выборов в 2003 году. Предвыборная борьба – вопрос не только предстоящих двух лет политической жизни. Впереди определенная цель – кресло президента. По словам Надеждина, потребуется всего лет шесть, чтобы "Союз правых сил" смог выдвинуть от себя кандидата, способного победить на выборах. Конечно, если до тех пор нынешняя "партия власти" не втопчет конкурентов в пыль в коридорах Центризбиркома.

Мария МОЛИНА |
Выбор читателей