Ранее сообщалось, что "черные ящики", особенно с российского авиалайнера, при падении получили значительные повреждения, и с их расшифровкой могут возникнуть серьезные проблемы. Но, как сообщила немецкая радиостанция Deutsche Welle, несмотря на сильную деформацию самописцев, записи удалось восстановить.
Ожидается, что первые достоверные сведения о том, что происходило на борту самолетов перед столкновением, станут известны завтра. Тем не менее, предварительные итоги расшифровки, которые были обнародованы в Германии накануне, говорят о том, что самолеты столкнул швейцарский авиадиспетчер.
Цюрихский диспетчер направил Ту-154 по ошибочному курсу, хотя бортовая компьютерная система опасного сближения (Traffic Alert and Collision Avoidance System – TCAS) давала иную рекомендацию. Как передает "КоммерсантЪ", директор немецкого Бюро по расследованию авиакатастроф (БРА) Петер Шлегель (Peter Schlegel) рассказал, что примерно за минуту до столкновения (точное время пока не установлено) приборы TCAS на обоих самолетах выдали сигнал тревоги – "traffic, traffic". Через 15 сек. после этого TCAS на Boeing-757 дала команду "descent, descent" (снижение, снижение), а TCAS на Ту-154 – "climb, climb" (подъем, подъем).
Однако спустя мгновение экипаж российского лайнера получил от наземной службы контроля в Швейцарии команду: "Descent flight level 350, expedite, I have crossing traffic" (снижайтесь на высоту 35 тыс. футов, срочно, вижу пересечение курсов). Вероятно, именно из-за возникших расхождений между командой с земли и указанием приборов TCAS российский пилот выполнил приказ наземной службы контроля только после второго вызова: "Descent level 350, expedite, descent" (снижайтесь на высоту 35 тыс., срочно, снижайтесь).
Это решение и стало смертельным приговором людям, находящимся на борту Ту-154 и Boeing-757.
Очевидцами этой трагедии стали сотрудники расположенного в немецком городе Карлсруэ центра "Рейнский радар". Еще за две с лишним минуты до катастрофы они поняли, что самолеты могут столкнуться, и попытались связаться с диспетчерами швейцарской службы Skyguide, однако не смогли до них дозвониться. Как сообщил диспетчер членам комиссии БРА, он неоднократно пытался получить связь по категории "приоритетный вызов", но безуспешно – телефонный центр в Skyguide был отключен на профилактический ремонт.
Между тем, допросить диспетчера, который фактически столкнул самолеты, участники расследования до сих пор не могут. 35-летний датчанин, отец троих детей, проживающий в Швейцарии, до сих пор не оправился от шока.