Всего полтора месяца назад заместитель генпрокурора Василий Холмогоров пообещал, что уголовное дело, возбужденное против покинувшего Россию бизнесмена, получит продолжение после вступления 1 июля в действие новой редакции Уголовно-процессуального кодекса. Собственно, Гусинского касается следующее нововведение: с момента вступления документа в силу только по судебному решению можно наложить арест на имущество подследственного. Вероятно, именно такая перспектива подстегнула медиа-магната поторопиться с распродажей своей собственности.
Напомним, что до подписания сделки на руках у Гусинского оставались блокирующие пакеты акций в таких компаниях, как "НТВ Плюс", "Киномост", НТВ, ТНТ-телесеть, "НТВ-Профит", ООО "Мемонет" и крупные пакеты акций в таких компаниях, как "Эхо Москвы" и издательство "Семь дней". Именно их, а также долговые обязательства компаний "Газпром-Медиа" в отношении компаний холдинга Гусинского перешли в руки газового концерна.
Для газового концерна сделка привлекательна тем, что повышает инвестиционную привлекательность активов "Газпром-Медиа" и позволяет на другом языке разговаривать с потенциальными инвесторами. Такое обоснование заключенного соглашения прозвучало из уст председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера. "Для финансового состояния холдинга немаловажно и то, что наряду с акциями мы приобрели все долговые обязательства наших компаний перед компаниями господина Гусинского". Теперь концерн ничего не должен медиа-холдингу, что, по словам его руководителей, создаст благоприятный инвестиционный климат вокруг предприятия.
Об улучшении финансового положения компании заявил и гендиректор ОАО "Газпром-Медиа" Борис Йордан. Он отметил, что договор о приобретении доли Гусинского "существенно повышает капитализацию компаний холдинга и способствует укреплению его финансового положения".
Таким образом, среди причин заключения сделки на первый план выступают доводы, никак не связанные с медиа-деятельностью. С одной стороны, олигарху потребовалось "сбросить" свой пакет акций под угрозой ареста, с другой стороны, "газовым королям" нужно было вернуть долговые обязательства. Естественно, возникает вопрос: каковы перспективы самого холдинга, выступающего в данном случае в качестве товара.
Заявления руководителей газового концерна позволяют надеяться, что эти перипетии не скажутся на работе компаний, входящих в злополучный "Газпром-Медиа". По словам Бориса Йордана, менеджмент холдинга продолжит "работу по развитию... экономически эффективных и независимых СМИ". В свою очередь, сам Гусинский заметил, что чувствует гордость за свое детище, которое смогло занять лидирующие позиции на российском рынке. "Я надеюсь, что нынешнее руководство группы и, прежде всего, руководство НТВ продолжат эту традицию".