Президент в Индии – фигура номинальная, чем-то напоминающая монарха Великобритании. Реальной властью в стране обладает Парламент (Лок Сабха), сводящий влияние официального главы государства практически к нулю. Исполнительная власть, по Конституции, принадлежащая президенту, в действительности возлагается на Совет министров и премьер-министра, которые отвечают перед Палатой представителей Парламента.
Однако нынешние выборы могут стать судьбоносными. Как утверждают индийские источники, из двух ведущих общенациональных партий – правящей "Бхаратия джаната парти" (БДП) и оппозиционного "Индийского национального конгресса (И)" (ИНК) - в ближайшие годы ни одна не сможет набрать большинства голосов, необходимого, чтобы сформировать устойчивое однопартийное правительство. Между тем, по Конституции Индии, президенту принадлежит право выбрать ту сторону, которая, в свою очередь, назначит министров, если ни одна из партий не получит в парламенте большинства голосов.
Последние несколько лет обе партии медленно, но верно теряют популярность, что вынуждает их всерьез задумываться о различных коалициях с региональными политическими объединениями. Взаимные договоренности между парламентскими фракциями вряд ли окажутся устойчивыми, тем более что политические игры в стране сейчас больше похожи на сложные маневры, в рамках которых плетутся замысловатые интриги с перестановками политических фигур. Как в шахматах, изобретенных теми же индусами. В этой ситуации важным может оказаться решение президента о том, кому поручить формирование кабинета министров. Поэтому можно говорить о том, что сегодня в Индии выбирали отнюдь не номинального главу государства, а лицо, от которого, вероятно, будет зависеть состав национального правительства.
Впрочем, к моменту проведения выборов имя будущего президента уже практически известно. По мнению местных наблюдателей, им станет ученый-оборонщик Абдул Калам, общий кандидат от БДП и оппозиции, за исключением левых сил. Собственно, левая оппозиция не поддержала Калама исключительно "по идейным соображениям". Шансы "левого" кандидата, 87-летней Лакшми Сахгала, оцениваются как ничтожные на фоне яркой харизмы Калама. 71-летний доктор Авул Пакир Джайнулабидин Абдул Калам – "звезда" индийского военно-промышленного комплекса, на протяжении многих лет являвшийся организатором ракетной программы. В то же время Калам – человек, проводящий много времени в Интернете, оратор и поэт, одержимый идеей "технологического рывка", который выведет страну к процветанию. Молодые индийцы полагают, что приход ученого на столь важный пост позволит стране сделать шаг вперед в сфере науки и образования.
Лакшми Сахгал, героиня освободительной борьбы и единственный конкурент Абдула Калама, - одна из немногих, кто осмеливается напоминать, что "ракетчик Калам" окажется не самым лучшим символом страны для внешнего мира, обеспокоенного напряженностью отношений между ядерными Индией и Пакистаном. Но, скорее всего, к ее словам мало кто прислушается: внешняя политика слишком далека от нынешних внутриполитических будней Дели.