Клуб (La Boite)
Франция, 2002
Режиссер: Клод Зиди
В ролях: Жан-Мари Бигар, Ги Маршан, Андреа Ферреоль, Жан-Кристоф Буве
Премилое начало: зритель любит подсматривать за удачным бизнесом и от души хохотать над мелкими неудачами гиперболизированных оригиналов. И дальше все складывается довольно неплохо, ожидаются драйв и искрометные шутки. Помещение есть: папенька поделился практически обанкротившимся гаражом, уставленным машинами странного происхождения. Дизайн клуба продумывается коллективно: автомеханик, мусорщик, кладовщик, владелец бара, продавец билетов и шофер "скорой помощи" – чем не компания вольных дизайнеров? Для шлифовки и цветооформления имеется даже специальный парижский мажор с традиционной для политкорректного кино ориентацией. Музыку привезли, модные вертушки поставили. Девочек на подтанцовку набрали – одну толстенькую, другую неказистую; они прыгают по укрепленной сцене, облачась в кожаные корсеты. Публика веселится; шоу, конкурсы, свальный грех и крах всех козней конкурентов.
Казалось бы – час прошел, тема раскрыта, осталась всего лишь любовная интрига, пара сальных шуток и – спасибо, аудитория, не оставляйте пустые бутылки в партере. Ан нет. В "Клубе" финал поставили в начало фильма, так что зрителю даже не приходится волноваться за парней и их дело, а идею растянули липкой жвачкой, облепив юмором вокруг ширинки – причем юмором повторяющимся и не смешным даже в первый раз. "Это что, бордель? – А даже если и бордель, вы что, не видите, я работаю?" – раздается из постели непрерывно занимающихся сексом родителей, которые минуту назад спрятали под супружеской кроватью милых детишек.
Классика молодежной комедии, намеревающейся собрать в прокате хотя бы пару миллионов, предполагает веселую выборку сюжетных шаблонов. Типичный коктейль: команда-ассорти из старых друзей, знакомых еще с детского сада; бурное веселье с шампанским и девочками (репортаж из серии "ничто не предвещало беды"); экстремальная ситуация (желательно драка или крупный денежный долг); гениальная идея одного из главных героев, совместный труд на благо общего дела – и снова бурное веселье в конце. По вкусу кинематографические кузницы иногда меняют звенья цепочки местами, добавляют пару кризисов, негров, перестрелок и пародий на другие фильмы, но результат всегда предсказуем. Клод Зиди ("Астерикс и Обеликс против Цезаря", "Чудовище", "Откройте, полиция!"), хороший же, по сути, режиссер, отличный даже, мало смотрел попкорновых комедий-однодневок и в результате перестарался, передержал. Хотя это не принципиально – фильм полностью оправдывает репутацию французских режиссеров как мастеров абсурда.
К раскрутке клуба и конкуренции между хорошими парнями и плохим дядей со связями добавили еще пяток сюжетных линий. Линии эти, вместо того чтобы идти параллельно, а потом пересечься к середине фильма, туго закручиваются и с шипением уходят за кадр. Любовь главных героев к знойной красавице с упругой складкой на талии и чувства пугливого интеллигента к пасторальной пьяной хохотушке проистекают на фоне секс-стимуляторов в травяном отваре и открытия новых дверей в клуб. В буквальном смысле – с помощью молотка, зубила и такой-то матери. Малолетние хулиганы сверлят дырки в стенах и подглядывают за писающими барышнями, из муки-кокаина пекут круассаны, периферийное телевидение крутит черный рэп. Отлично, замечательно. Даже, наверное, мило. Только не интересно. Как не интересны и уловки-пособия для молодых продюсеров, перепалки второстепенных актеров и портрет Ельцина, венчающий извивающееся в стриптизе девичье тело. Обещали комедию, молодежную глупую киношку, но... Глупо не получается, молодо – тоже, смешно – исключительно на стадии привыкания к сюжету.
Весь фильм – как бы предыстория. А на самом деле главные герои просто дают интервью молодой журналистке, дорого улыбаясь из кожаных кресел своего – уже парижского – клуба. Беззастенчиво вешают лапшу на уши, поправляя галстуки от Prada и придумывая на ходу американские побережья и спонсоров...
Надо было сценаристу продаваться в Голливуд. Уж там сделали бы добротную, похабную, развеселую и залихватскую комедию. Глянцевых актеров бы сняли, показали бы голую красивую попу, записали бы сочный саундтрек и сорвали банк.
Определенно, в Голливуд.
В кинотеатрах с 25 июля.