"Yтро": До революции РПЦ была одним из крупнейших собственников земли. Возвращение ей прежних земель затронет интересы нынешних владельцев сельхозугодий. Как Вы собираетесь решать эту дилемму?
Иван Стариков: Речь ни в коем случае идет не о реституции, не о возвращении именно тех земель, которые реально были отобраны после революции. Земли будут передаваться РПЦ из Фонда перераспределения земель, который уже существует. У нас столько пространства, которое не работает, и именно его планируется передать на добровольной основе Церкви.
"Yтро": Среди граждан России не только приверженцы православия. Как отнесутся к Вашей идее представители иных конфессий?
И.С.: Мы говорим о передаче земель Российской Православной церкви и иным конфессиям. Просто у нас в стране подавляющее большинство - православные. Я тоже православный христианин, кстати. Другие традиционные конфессии будут иметь такое же право на получение земли из Фонда перераспределения, только их представителей мало. Мусульман – 16%, католиков – 7%. И мы говорим не о том, что земля будет подарена верующим. Они получают право ею воспользоваться. Сколько у Католической церкви было, например, земли в России в начале века, столько она и может себе попросить.
"Yтро": А какой момент Вы собираетесь принять за точку отсчета?
И.С.: Ну, например, 1918 год.
Пожалуй, стоит сделать акцент на механизме передачи сельхозугодий представителям конфессий. В беседе с нашим корреспондентом Иван Валентинович отметил, что по состоянию на начало века будут определяться лишь размеры территории, подлежащей восстановлению. Однако в ходе прошедшей сегодня пресс-конференции сенатор объяснил журналистам, что Комитет по аграрной политике предлагает специальную схему передачи сельхозугодий Церкви от нынешних собственников. С ними будут заключаться добровольные договоры, по которым угодья передаются верующим. По этим же документам "дар Церкви" будет компенсирован бывшим владельцам земель из Фонда перераспределения.
Надо полагать, что большинство землевладельцев, ведущих сельхоздеятельность на участке, до революции бывшем в собственности РПЦ, вряд ли обрадуются перспективе бросить освоенное место и перенести свою деятельность невесть куда. Поэтому более реальным кажется утверждение председателя аграрного комитета, высказанное в личной беседе с корреспондентом "Yтра": "Церковь получит пустующие ныне земли".
Данные, приведенные сенатором, таковы: Русской Православной Церкви до Октябрьской революции принадлежало около 3 млн га, 200 тыс. га - мусульманской конфессии, 50 тыс. га - буддистам и "несколько тысяч га" - католической церкви. Иван Стариков напомнил, что в эпоху приватизации многие земельные доли из Фонда перераспределения остались невостребованными, и в настоящее время там сосредоточено около 40 млн га, "по сути, ничьей земли".