Кудрин объяснил, что Минфин ищет способы добиться того, чтобы грядущие выплаты по внешнему долгу осуществлялись своевременно и в полном объеме. Напомним, что правительство недавно обнародовало программу продажи акций предприятий, находящихся в госуправлении. В своем выступлении министр финансов предложил дополнительно увеличить планируемые доходы от приватизации. Кроме того, в Минфине готовы поднять объем продаж госзапасов драгоценных камней и металлов, а также увеличить объем заимствований на внутреннем рынке. По словам министра финансов, такие меры предложены с тем, чтобы долговые платежи не полностью финансировались из доходов бюджетов, и таким образом не сокращались расходы социального характера. Алексей Кудрин заметил, что ради этого его ведомство "даже пошли на уменьшение профицита".
Причины такого решения комментирует "Yтру" ведущий аналитик инвестиционного департамента МДМ-банка Кирилл Тремасов.
"Yтро": Почему вообще появилась идея отказаться от 1млрд заимствований на открытых внешних рынках?
К.Тремасов: Я думаю, пока правительство хочет лишь подстраховаться, ведь существует высокая вероятность, что конъюнктура долговых рынков в следующем году еще более ухудшится по сравнению текущим моментом.
"Yтро": Как проведение этой идеи в жизнь скажется на состоянии финансового резерва России? В том числе по отношению к грядущим выплатам внешнего долга в 2003 году?
К.Т.: Проблема выплаты внешнего долга действительно приобретает в последнее время актуальность. Сегодня прозвучало заявление о том, что Минфин снизил официальный прогноз профицита бюджета на текущий год со 178.3 млрд руб. до 58.3 млрд. руб., т.е. на 120 млрд рублей. Откуда появилась эта цифра, вполне понятно. Напомню, что в первом полугодии недобор налогов составил $1.2 млрд; правительство отказалось от выпуска еврооблигаций, предусмотренных в бюджете – еще $2 млрд; и, наконец, отказ от приватизации "ЛУКойла" - еще как минимум $0.66 миллиарда. Получается $3.86 млрд., что по среднегодовому курсу равняется 121.6 млрд рублей. Сумма весьма ощутимая для правительства, достаточно сказать, что это 5.8% от запланированных на год доходов бюджета.
В следующем году планировалось привлечь еще 33-34 млрд рублей с помощью еврооблигаций, но после вчерашнего заявления о сокращении внешних заимствований общее выпадение доходов получается более 150 млрд рублей.
Очевидно, что полностью привлечь эту сумму на внутреннем рынке нереально. Сейчас Минфин планирует плавный рост рынка на 5% в год. Увеличение объема заимствований может привести к новой пирамиде ГКО, и понятно, что такой сценарий недопустим из общеэкономических соображений. Приватизация тоже не станет панацеей, – внешняя конъюнктура в следующем году может оказаться еще хуже, чем в нынешнем. Также нереально покрыть выпадающие доходы за счет продажи драгметаллов и драгкамней – слишком велика сумма. Остается последняя возможность – сократить непроцентные расходы бюджета (в том числе социальная сфера. – прим. "Yтра"). Но президент на это перед выборами не согласится, и можно утверждать, что этот вид расходов в 2003 году как раз возрастет.
Итак, либо общедоступная информация радикально искажает истинную ситуацию в бюджетной сфере (у правительства есть скрытая заначка, о которой мы не знаем), либо правительство подготавливает почву для возобновления переговоров о реструктуризации долга. Надо отметить, что в свете происходящего в Латинской Америке условия для этого становятся все более благоприятными. После потерь в Бразилии и Перу кредиторы просто будут вынуждены стать сговорчивей в переговорах с Россией, ведь по большому счету мы так же можем в любой момент объявить о дефолте. Мировое сообщество совершенно четко осознает этот риск – наш рейтинг не случайно стал выше бразильского лишь неделю назад. Напомню, что весной FITCH прямым текстом сказало, "мы сомневаемся в желании России платить по долгам". Для успешных переговоров о реструктуризации мы должны лишь убедить кредиторов, что денег-то нет. Отказ от допдоходов, которые мы легко могли бы получить в этом году очень логично вписывается в данную схему.
Я придерживаюсь той точки зрения, что реализация подобной идеи (реструктуризация со списанием части долга по аналогии с Лондонским клубом) была бы крайне полезна для российской экономики и позволила бы высвободить существенные ресурсы для ускорения экономики во второй срок правления Путина. Однако последствия для рынков в среднесрочном плане могут оказаться плачевными. Уже сейчас можно констатировать рост рисков российской экономики, что будет сдерживать приток денег в Россию в ближайшие год-два. Но полагаю, что эти среднесрочные потери будут с лихвой компенсированы в 2004-2005 гг., если правительство с умом распорядится сложившейся ситуацией.
"Yтро": Не кажется ли Вам, что решение правительства связано с тем, что у России могут возникнуть проблемы с заимствованиями? Предчувствуя, что денег дадут мало и на невыгодных условиях, правительство собирается этим отказом снизить негативные последствия?
К.Т.: Да, конечно.
"Yтро": Увеличится ли по сравнению с ранее объявленным объем заимствований на внутреннем рынке?
К.Т.: Да, я думаю, увеличится.