Много страсти из ничего

Читать в полной версии →
История, выстроенная из клише о роковых женщинах, в исполнении актеров, играющих совсем не свои сексуальные роли, заставляет предположить, что Де Пальма решился сконструировать очередной миф

Роковая женщина (Femme fatale)
США, 2002
Режиссер: Брайан Де Пальма
В ролях: Антонио Бандерас, Ребекка Ромийн-Стамос, Питер Койот


Де Пальма – великий режиссер. Тут двух мнений быть не может. Но всякий большой художник снимает иногда плохое кино. Без этого никак. Что уж там движет творцами шедевров, повлиявших на целые жанры, когда они берутся за $35 млн. делать вторичное кино, мне не ведомо.

"Роковая женщина" с места в карьер погружает зрителя в мир Каннского фестиваля и разнообразных красавиц, от которых в глазах рябит. Золото и брильянты так и сыплются на красные дорожки знаменитого Дворца кино, в котором происходит ограбление.

Девушка Лора, раздевающая в дамской комнате живой, тонконогий и крутозадый, стенд, то есть подменяющая в нужный момент ювелирное (в буквальном смысле) платье на партнерше, вынуждена теперь скрываться от бандитов, заказавших ей такое циничное преступление. Эта самая Лора (в исполнении бывшей супермодели Ромийн-Стамос) не только бисексуалка, привлекающая своей красотой (по мне, достаточно спорной) богатых субреток, но еще и преступница с темным прошлым. Когда она решает "кинуть" подельников и скрыться, выйдя замуж за американского миллионера (а дело, как вы догадались, происходит на Лазурном Берегу), недогадливые киллеры не могут ее выследить за океаном, руки коротки. А вот когда мужа (Койот) назначают послом во Франции, для барышни наступают тяжелые дни. Ее выслеживает папарацци (Бандерас), после чего по фотографии в газете бывшую воровку начинают преследовать обманутые наводчики, о которых она десять лет как думать забыла. Естественно, в дело вступает тот самый папарацци, который не может по законам жанра не полюбить преступницу. Дальше, сами понимаете, происходят обычные для любого триллера ситуации.

Самое удручающее в этом кино, что финал ставит все с ног на голову, превращая детективную историю в прямую и, в общем, примитивную самоцитату из замечательного "Тела двойника". Зачем этот избитый ход понадобился режиссеру – то ли руки у него были связаны бюджетом, то ли исписался вконец, – повторяю, мне не понять.

Актеры не смогли вытянуть и на сотую долю своих способностей этот довольно сумбурный и наигранный сюжет. Ну Бандерас, ну и что? Он вообще сыграл нормально в Голливуде только одну роль – Отчаянного, а все остальное – это заслуги перед Альмодоваром. Неживой он какой-то, да и на мачо уже не тянет.

Теперь героиня. Сто раз говорил я уже, не надо топ-моделей в кино снимать. Да, они послушные, красивые, длинноногие. Но ведь картонные, с одним застывшим выражением лица. И когда девица за 30 хочет переквалифицироваться из вешалки в кинодиву, даже знаменитый режиссер не поможет. Так что, к сожалению, как ни старался Де Пальма слепить образ роковой женщины нового века из Ромийн-Стамос, ничегошеньки не вышло.

Отвлекаясь от сюжета, обязан сказать – в целом это довольно красивое зрелище, музыка замечательная, чистенькое всё такое, хотя почти все кадры "Роковой женщины" где-нибудь, когда-нибудь уже фигурировали в картинах Де Пальмы. Операторская работа Тьерри Арбогаста (все лучшие фильмы Люка Бессона) выше всякой критики, это просто образец того, как можно из глупой истории сделать захватывающее зрелище. Но если картинку действительно смотреть интересно, то безумно раздражают сценарные нелепости.

В Каннах во время ограбления идет премьера фильма, там никогда не бывшего, но знакомого нашему зрителю по ММКФ, – "Восток-Запад" Режиса Варнье. Зачем-то самих себя играют актеры и режиссеры. К сюжету они имеют такое же отношение, как и не существующие на самом деле роскошные туалеты-дворцы в кинотеатрах, где происходит завязка фильма.

Единственное возможное, как мне кажется, объяснение всему этому: стареющий режиссер попытался выразить, что такое в мировом кино миф о Роковой Женщине. Тут важна картинка, слайд. Тут надо просто лицо показать. Голую грудь. Назвать сперму – спермой. Слезы, опять же. Страсти роковые. Красивые платья. И все дела. Знаковые актеры, возможно, для того и приглашенные, чтобы не играть, а быть символами...

Ну так надо было сразу предупреждать! Иначе, если вот так, без подготовки, можете и обломаться на фильме очень хорошего, по сумме достижений, художника.


Что и как у него все же получилось, можно увидеть в кинотеатрах "Матрица", "Варшава", Орбита, "Ролан", "Байконур", "Пять звезд", "Америка-Синема".

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей