Смерть в Голливуде (The Cat`s Meow)
США, 2002
Режиссер: Питер Богданович
В ролях: Кирстен Данст, Эдуард Херрман, Эдди Иззард, Кэри Элуэз, Джениффер Тилли
В ноябре 1924 года на яхте мультимиллионера, владельца всех главных СМИ Восточного побережья Уильяма Рэндольфа Херста собралась веселая компания. В числе приглашенных на морскую прогулку – великий тогда уже Чарли Чаплин; пионер кинематографа продюсер Томас Инс, переживающий серьезные финансовые трудности; честолюбивая журналистка Луэлла Парсонс, ведущая колонку сплетен в таблоидах, и эксцентричная чопорная романистка Элинор Глин.
Кроме того, на гигантской яхте путешествуют: любовница Инса субретка Маргарет Ливингстон и любовница Херста восходящая звезда кино Мэрион Дэвис, в компании прочих веселых девиц не самого тяжелого поведения. Пахнет коноплей и сексом, подпольное виски и шампанское льются рекой...
Надо отдать должное редко снимающему Питеру Богдановичу, который был хорошо знаком с Орсоном Уэллсом и даже обсуждал с ним этот сюжет по пьесе Стивена Пероса на уровне включения эпизодом в "Гражданина Кейна". Но тогда у автора самого великого фильма американского кино руки не дошли, а вот теперь Богданович с честью подхватил знамя и сделал свой фильм. У которого много плюсов и почти нет минусов.
Во-первых: с фантастической тщательностью и любовью воссоздана эпоха. Работа художников и костюмеров выше всяких похвал. Во-вторых: подобраны замечательные актеры. Кирстен Данст очень точно вписывается в картинку 20-х, с этой ее некрасивостью в современном понимании, но абсолютной киногеничностью и прекрасной актерской пластикой, за что ее и любят солидные режиссеры.
Чаплина играет совершенно на него не похожий актер Эдди Иззард, причем мы ни на секунду не сомневаемся, что великий комик в жизни мог быть капризным эротоманом, никак не соотносящимся со своим образом на экране. Трио завершает довольно точно сыгранная роль Кэри Элуэза (продюсер), которому удалось без нажима и ухода в образ типичного злодея создать представление о том, что за люди творили миф о новом искусстве и какими приемами пользовались для достижения цели.
Раскручивается драма, приводящая к трагедии. А чтобы было интересно это смотреть, Богданович оживил фильм кучей подробностей и мелких деталей, впрочем, не отвлекающих от настоящей интриги, а лишь ей подыгрывающей.
Все актеры создают очень сильные образы, поскольку речь идет о легендарных людях – от магната до ставшей впоследствии грозой светских раутов толстой и злой журналистки-предательницы (в прекрасном исполнении Дженифер Тилли).
Именно такой актерский ансамбль и подобная манера съемок присущи фильмам Старого Голливуда, но "Смерть в Голливуде" смотрится вовсе не архаичным ретро, а вполне современным детективом. Это целиком заслуга режиссера, четко понимающего, что у него в каждом кадре происходит. Фильм насыщен массой вставных эпизодов и сцен, передающих дух эпохи, но осмысленных современным умным мастером, не пытающимся реконструировать мифы, а снимающим так, как будто это все происходит сейчас. И то сказать – история вполне шекспировского масштаба, все легендарные герои – архетипы современного восприятия Голливуда.
Кроме того, в "Смерти в Голливуде" работал выдающийся оператор Бруно Дельбоннель, сделавший, на мой взгляд, весьма слабую по сюжету "Амели" одним из любимых фильмов современного поколения киноманов.
Питер Богданович вложил в картину опыт человека, всю жизнь снимающего и пишущего о кино, тщательного исследователя этой насыщенной самыми необыкновенными историями области искусства. И ему вместе с нами повезло – всё сложилось. А как говорил Джон Форд о своих великих работах, "кино – это стечение обстоятельств".
Убедиться в этом можно начиная с 15 июня в рамках проекта "35".