Покушение на Чаплина

Читать в полной версии →
Историк кино Питер Богданович со всей тщательностью воссоздал картину покушения на Чарли Чаплина его соперником. Загадочное убийство на яхте У.Р. Херста так до сих пор и не раскрыто

Смерть в Голливуде (The Cat`s Meow)
США, 2002
Режиссер: Питер Богданович
В ролях: Кирстен Данст, Эдуард Херрман, Эдди Иззард, Кэри Элуэз, Джениффер Тилли


Кино о кино – сей занимательный сюжет давно уже в обойме самых популярных зрелищ. Детектив из жизни тех, кто стоял у истоков кино, – тем более.

В ноябре 1924 года на яхте мультимиллионера, владельца всех главных СМИ Восточного побережья Уильяма Рэндольфа Херста собралась веселая компания. В числе приглашенных на морскую прогулку – великий тогда уже Чарли Чаплин; пионер кинематографа продюсер Томас Инс, переживающий серьезные финансовые трудности; честолюбивая журналистка Луэлла Парсонс, ведущая колонку сплетен в таблоидах, и эксцентричная чопорная романистка Элинор Глин.

Кроме того, на гигантской яхте путешествуют: любовница Инса субретка Маргарет Ливингстон и любовница Херста восходящая звезда кино Мэрион Дэвис, в компании прочих веселых девиц не самого тяжелого поведения. Пахнет коноплей и сексом, подпольное виски и шампанское льются рекой...

Коллизия в том, что все гости чего-нибудь да хотят от нашего миллионера. Том Инс, чей вклад в кинематограф сравнивают с вкладом в режиссуру самого Гриффита, хочет слияния принадлежащей Херсту "Космополитэн Пикчерз" с компаниями Западного берега. "Желтая" журналистка желает перебраться в издания магната, а старлетки, естественно, грезят о съемках в фильмах любовников. Самое главное желание, как всегда, самое трудновыполнимое: Чарли Чаплин влюблен в Мэрион Дэвис и мечтает ее умыкнуть, пользуясь своей славой. И лишь один стареющий бедняга-олигарх хочет спокойного адюльтера со своей молоденькой пассией и никого до поры до времени не трогает, а напротив того – всячески развлекает.

Чаплин ведет себя как капризный гений. Плюя на приличия, он волочится за хозяйкой и тем самым наступает на самую больную мозоль миллионера. Продюсер-неудачник Инс играет роль Яго, а Херст и Дэвис – Отелло с Дездемоной. Причем строчка в строчку по Шекспиру, хотя события "Кошачьего писка" в целом – не вымышленные. Заплетается сложная интрига, в результате которой совершается убийство. Целились в Чаплина, а попали в другого. И виновников в результате, как водится у богатых, не нашли. Замазали это дело зелеными бумажками.

Надо отдать должное редко снимающему Питеру Богдановичу, который был хорошо знаком с Орсоном Уэллсом и даже обсуждал с ним этот сюжет по пьесе Стивена Пероса на уровне включения эпизодом в "Гражданина Кейна". Но тогда у автора самого великого фильма американского кино руки не дошли, а вот теперь Богданович с честью подхватил знамя и сделал свой фильм. У которого много плюсов и почти нет минусов.

Во-первых: с фантастической тщательностью и любовью воссоздана эпоха. Работа художников и костюмеров выше всяких похвал. Во-вторых: подобраны замечательные актеры. Кирстен Данст очень точно вписывается в картинку 20-х, с этой ее некрасивостью в современном понимании, но абсолютной киногеничностью и прекрасной актерской пластикой, за что ее и любят солидные режиссеры.

Работа гранда сцены Эдуарда Херрмана, играющего W.R (так зовут друзья самого Херста) и в шекспировской манере изображающего страдания сходящего с ума от ревности Отелло, может быть образцом достижений театра в кинематографе.

Чаплина играет совершенно на него не похожий актер Эдди Иззард, причем мы ни на секунду не сомневаемся, что великий комик в жизни мог быть капризным эротоманом, никак не соотносящимся со своим образом на экране. Трио завершает довольно точно сыгранная роль Кэри Элуэза (продюсер), которому удалось без нажима и ухода в образ типичного злодея создать представление о том, что за люди творили миф о новом искусстве и какими приемами пользовались для достижения цели.

"Смерть в Голливуде" – целиком режиссерское, а следовательно, и актерское кино, в духе европейских фильмов о Пуаро или мисс Марпл. Всё действие происходит в замкнутом пространстве – на яхте, никаких пейзажей и красот, всяких там трэвеллингов по просторам Атлантики. Массовки в фильме почти нет, лишних эпизодов тоже.

Раскручивается драма, приводящая к трагедии. А чтобы было интересно это смотреть, Богданович оживил фильм кучей подробностей и мелких деталей, впрочем, не отвлекающих от настоящей интриги, а лишь ей подыгрывающей.

Все актеры создают очень сильные образы, поскольку речь идет о легендарных людях – от магната до ставшей впоследствии грозой светских раутов толстой и злой журналистки-предательницы (в прекрасном исполнении Дженифер Тилли).

Именно такой актерский ансамбль и подобная манера съемок присущи фильмам Старого Голливуда, но "Смерть в Голливуде" смотрится вовсе не архаичным ретро, а вполне современным детективом. Это целиком заслуга режиссера, четко понимающего, что у него в каждом кадре происходит. Фильм насыщен массой вставных эпизодов и сцен, передающих дух эпохи, но осмысленных современным умным мастером, не пытающимся реконструировать мифы, а снимающим так, как будто это все происходит сейчас. И то сказать – история вполне шекспировского масштаба, все легендарные герои – архетипы современного восприятия Голливуда.

Богач может быть добряком, пока не покушаются на его собственность. Эта смена настроений в душе сгорающего от поздней страсти супермагната передана Э.Херрманом на первоклассном уровне, одной лишь игрой лица. Самый смешной актер и режиссер в мире – в жизни тяжелый невротик с кучей эротических проблем. На эту роль, естественно, приглашается британский комик Э.Иззард, про которого Богданович говорит: "Я всегда стремлюсь найти человека, который с наибольшей легкостью стирает тонкую грань между личностью актера и личностью своего героя". И правда, лучшего Чаплина я в кино не видел, хотя его пытались изобразить очень многие. Кирстен Данст играет актрису, так и прожившую с Херстом до его смерти и не предавшую этого, в общем-то, монстра ради призрачных выгод быть любовницей Чаплина.

Кроме того, в "Смерти в Голливуде" работал выдающийся оператор Бруно Дельбоннель, сделавший, на мой взгляд, весьма слабую по сюжету "Амели" одним из любимых фильмов современного поколения киноманов.

Питер Богданович вложил в картину опыт человека, всю жизнь снимающего и пишущего о кино, тщательного исследователя этой насыщенной самыми необыкновенными историями области искусства. И ему вместе с нами повезло – всё сложилось. А как говорил Джон Форд о своих великих работах, "кино – это стечение обстоятельств".


Убедиться в этом можно начиная с 15 июня в рамках проекта "35".

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей