Напомним, что незадолго до недавней встречи министра по атомной энергии Александра Румянцева и министра энергетики США Спенсера Абрахама российская сторона заявила о планах помочь Ирану построить еще четыре ядерных реактора: три в Бушере и один в Акхвазе. Правда, после переговоров с Абрахамом формулировки Минатома стали более расплывчатыми – мол, все будет зависеть от "политических факторов". Однако, как полагают многие, в том числе и в Иране, где очень внимательно отслеживают давление, оказываемое на Москву Вашингтоном и Тель-Авивом, подобные формулировки Минатома – не более чем уместная при данных обстоятельствах протокольная норма или же незамысловатая уловка, приглашающая к торгу. "Если бы русские хотели оказать нажим на Иран, они могли бы сделать это другими способами, например затянуть строительство электростанции в Бушере. В нынешних условиях русские не хотят отдаляться от Ирана как в экономическом, так и в геополитическом отношении", – говорится в последнем номере иранской газеты "Хамшахри".
Американские эксперты считают, что недопущение военных ядерных технологий в Иран сильнее всех беспокоит Израиль, который в силу своего географического положения более уязвим для иранских или иракских ракет, оснащенных ядерными боеголовками. А появление таких ракет не за горами. По прогнозам ЦРУ, при нынешних темпах освоения "мирного атома" Иран через семь лет будет способен создать свою атомную бомбу. По расчетам израильских спецслужб, это может произойти уже через пять лет. А через пару лет Иран без посторонней помощи сможет создать свои собственные ракеты дальнего радиуса действия. Заверения Тегерана и Москвы в том, что отработанное топливо с бушерских станций (пригодное для получения плутония) в обязательном порядке будет вывозиться из страны под присмотром МАГАТЭ и России, американцев и израильтян не устраивают.
В администрации Белого дома есть люди, полагающие, что бушерский реактор должен быть уничтожен еще до того, как встанет вопрос, куда пойдет отработанное на нем ядерное топливо. Впрочем, отмечает The Washington Post, таких людей меньшинство. Другое дело Израиль, с его всегдашней решительностью упреждать потенциальные угрозы. В июне 1981 года израильские ВВС разбомбили два иракских реактора "Таммуз-1" и "Таммуз-2", построенных для Багдада французами. Тогда США вместе с остальным миром осудили эти действия Тель-Авива, однако сегодня по понятным причинам Америка расценивает их уже как дальновидные. Несколько недель назад Израиль официально заявил Ирану, что рассматривает строящийся в Бушере реактор как угрозу своей национальной безопасности. По сообщению израильской прессы, на недавнем совещании Совета по национальной безопасности Израиля было заявлено, что "в целях не допустить овладения Тегераном военным ядерным потенциалом необходимо предпринять все меры, вплоть до силовых".
Иранцы, памятуя об опыте Ирака, якобы уже готовятся к подобного рода нападениям. Так, на некоторых снимках, сделанных из космоса военными спутниками США, вблизи строящихся энергоблоков видны места под зенитные установки, призванные, должно быть, отбивать воздушные атаки на реакторы.
Вместе с тем, эксперты полагают, что в атомной проблеме присутствует не только страх Израиля, но и прямой расчет США. Сотрудничество России с Ираном в области ядерной энергетики сулит нашей казне почти 10 млрд. долларов. В российской прессе уже приводились данные, согласно которым к 2015 году объемы мирового рынка атомной энергетики могут как минимум удвоиться. Причем Россия на иранском направлении и ретроспективно, и перспективно выступает конкурентом Западу, прежде всего США.