Спешите плакать

Читать в полной версии →
Хэппи-энда по голливудским меркам тут не будет, любовных треугольников, интриги и истерики – тоже. Будет венчание, будут кольца на дрожащие пальцы, будет лето любви за кадром и соболезнования друзей

Спеши любить (A walk to remember), США, 2002
Режиссер: Адам Шенкман ("Свадебный переполох")
В ролях: Шейн Вест, Мэнди Мур, Питер Койот, Дэрил Ханна
Фильм снят по бестселлеру Николаса Спаркса "Послание в бутылке".

Смотреть мелодрамы сейчас не модно. Общественность предпочитает эстетику трэша с кровавыми кусками монстров, сексуально ориентированные триллеры и похабные юношеские комедии. Поэтому на фильм "Спеши любить" нужно идти исподтишка, отключая все средства связи и покупая на выходе из кинотеатра какую-нибудь безделушку – вроде как были в магазине. Но идти нужно обязательно.

Здесь нет ни одного спецэффекта, ни одного матричного монстра-ублюдка во весь экран, а также нет секса в его чистом виде и политкорректного тупого чернокожего, бегающего по стенам. Зато здесь есть трагическая история любви-lights (степень крепости трагизма определяется по количеству плачущих в зале людей). На фоне орально-фекальной тематики прочих ориентированных на молодежь фильмов "Спеши любить" выглядит странным и чистым шедевром, случайно попавшим в большой прокат. Придирчивый зритель, конечно, высмотрит здесь и среднее качество съемки, и кривые зубы главного героя, и малобюджетность костюмов вкупе с невыразительностью поведения некоторых участников картины. Но что делать придирчивому зрителю на показе мелодрамы?

Лэндон Картер (Шейн Вест) влюбляется в Джеми Салливан (Мэнди Мур). Он – плохой мальчик, представитель местной глумящейся "золотой молодежи", хам и брутальное быдло. Она – тонкопальцевое небесное существо в растянутых кофтах и с Библией на коленках, дочь баптистского священника. Лэндон попадает в неприятную историю, грозящую конфликтом с законодательством, и подвергается наказанию – драит полы, учит малолетних отстающих недоумков признакам подобия треугольников и участвует в школьной постановке. Джеми терпеливо рисует карты звездного неба, подсматривает за мрачным Лэндоном и соглашается помочь ему выучить слова сценария. Причем соглашается только при одном условии: он не должен в нее влюбиться.

Конечно же, он в нее влюбится. Но сначала они будут репетировать спектакль, рассматривать на ночном кладбище звезды в самодельный телескоп, неумело танцевать после совместного ужина, зачитывать наизусть записи из дневников и неумело, робко целоваться одними губами. А вот потом он в нее влюбится, а она прибежит домой и расскажет папе, а папа погладит плачущую девушку по голове.

И когда концентрация сладкой романтики превысит все допустимые рамки, и зрители в зале начнут мерзко шутить после каждой фразы главных героев, Джеми откроет Лэндону банальную и страшную тайну. Зрители притихнут и заерзают в креслах, а романтика вырастет и станет жертвенной Любовью, которую можно увидеть только случайно, подсмотрев на задворках реальной жизни или из партера кинозала. Друзья Лэндона, шебутные и жестокие подростки, отойдут на задний план, вместе с проблемами волнения перед театральной постановкой, невозможностью чувственного опыта с дочкой священника и репутацией в школе. Жесткий и скрытный Лэндон плачет, учится танцевать и готов помириться с отцом – лишь бы он помог Джеми. Девушку раскачивает на ветру, она бледна и мечтает увидеть чудо.

После этого ничего молодежного в этой мелодраме, кроме возраста главных героев, не остается. Остается список желаний умирающей от лейкемии трогательной Джеми и безумно любящий ее молодой человек, осуществляющий эти желания на правах того самого чуда. Девушка оказывается одновременно в двух местах, получает татуировку-бабочку на плечо и видит уникальную комету в огромном телескопе. Она плачет, он плачет, девушки в зале плачут, скептикам и циникам становится совсем уже неудобно наблюдать за человеческой трагедией, и они криво ухмыляются, почесывая нос и уважительно заткнувшись.

Хэппи-энда по голливудским меркам тут не будет, любовных треугольников, интриги и истерики – тоже. Будет венчание, будут кольца на дрожащие пальцы, будет лето любви за кадром и соболезнования друзей. Что нам хотели показать этим фильмом? Неизбежность смерти? Страх подростков, меняющихся и уходящих друг от друга не по банальной причине другой юбки? Боль потерь-расставаний? Вряд ли, на самом деле просто историю влюбленной пары. И, как положено хорошей мелодраме, из нас давят слезы и нас провоцируют на такое редкое для нас действие после выхода из кинозала – подумать. О чем думать, кстати, нам тоже не говорят. Поэтому думаем и делаем выводы мы самостоятельно. А еще исподтишка грустим, лихо закуривая и обсуждая внешность главного героя с человеком, который сидел рядом с вами и рыдал, а вы делали вид, что этого не видели.

Мало кому хватит смелости признаться, что он плакал на просмотре молодежной мелодрамы. Не признавайтесь, мы – циники и бессердечные сволочи. Но, дорогие мои, спешите любить.

Смотрите в московских кинотеатрах "Электрон", "Ролан", "Байконур", "Пять звезд", "Варшава", "Балтика", "Алмаз", "Ладога", "Пушкинский", "Ударник", "Каро Фильм", "Первомайский", "Формула кино", "Америка- Синема" с 15 августа.

Анна ЗАБОЛОТНАЯ |
Выбор читателей