Женское лицо войны

Читать в полной версии →
Это фильм о любви и ненависти. Он не дает готовых ответов и приглашает поразмышлять. Некоторые сцены были настолько напряженными для актеров, что режиссер старался не делать дублей

Кавказская рулетка
Режиссер: Федор Попов
В ролях: Нина Усатова, Татьяна Мещеркина, Анатолий Горячев

27 августа объявлен Днем российского кинематографа. Ко всякому празднику прилагаются подарки, и помимо достаточно внушительного пакета новых фильмов, подготовленного компанией "Роскинопрокат", российских телезрителей ждет немало сюрпризов, и одним из главных, безусловно, станет фильм "Кавказская рулетка", впервые показанный на праздновании Дня кино в Службе кинематографии.

Военная тематика – одна из самых сложных задач, за которую могут взяться режиссеры, но также и одна из самых интересных и практически беспроигрышных. Великая Отечественная война до сих пор один из самых эксплуатируемых сюжетов, что подтверждает успех таких фильмов последних лет как "В августе 44-го" Михаила Пташука и "Звезда" Николая Лебедева. Но на смену фильмам, посвященным той войне, приходит кино настоящего времени.

Начиная с "Кавказского пленника" Бодрова-старшего, который еще в 1994 году придал "вооруженным операциям в Чечне" художественный статус. "Кавказский пленник", даже являясь экранизацией одноименной повести Льва Толстого о "делах давно минувших дней", бил в самую болевую точку дня сегодняшнего, и немало еще пройдет времени, когда эта тема станет военно-исторической.

"Кавказская рулетка" Федора Попова могла бы стать завершением военной линии отечественного кино, но она лишь выводит сюжет на иную высоту. Это кино ценно в первую очередь тем, что развенчивает военные мифы и стереотипы и ставит вопросы, на которые однозначных ответов не существует.

"У войны не женское лицо" – истина, давно потерпевшая крах, но когда война становится заботой только женщин, а для мужчин она превращается в некоторое подобие "взрослой игры в солдатики", в возможность урвать лишний кусок и слегка нагреться на чужой беде, то страшнее этого уже ничего быть не может. Когда для женщин война – это действительно место, где речь идет о жизни и смерти – не о своей, что вы! вовсе не о своей, – а о жизни и смерти своих детей, когда материнский инстинкт приобретает звериную окраску, когда женщина готова убивать и предавать, лишь бы получить хоть какую-то надежду на спасение своего ребенка, – вот тогда сама жизнь превращается в театр военных действий.

Военный фильм – не красочный набор батальных сцен и эффектных фейерверков, тема войны правдивее и жестче передается своим отражением в мирной жизни.

Место действия "Кавказской рулетки" – служебное купе почтового вагона поезда, идущего из Чечни в Россию, время действия – сегодняшний день, герои – две случайные пассажирки, впущенные проводником, "застенчивым воришкой", готовым за деньги пустить кого угодно, взять какой угодно груз, торговать паспортами и военными билетами убитых солдат. Его пассажирка Анна (Татьяна Мещеркина), девушка 1981 года рождения, находящаяся в федеральном розыске, – снайпер, боевая подруга командира Аслана, мать его ребенка. На ее руках кровь не одного десятка человек, ее решение убежать от военной жизни оборачивается двойной погоней, ее разыскивают все – и боевики, и войска ОМОНа. Ее разыскивает и Мария (Нина Усатова), мать пленного русского солдата – боевики обещали ей отдать сына при условии обмена на сына Анны. Основное действие фильма – это бесконечная психологическая дуэль между двумя женщинами, главная цель каждой – защитить своего ребенка.

За отечественное кино стоит порадоваться хотя бы потому, что на площадку возвращаются сценаристы высокого класса. И очень женская, почти камерная пьеса Виктора Мережко явилась основой для пронзительной киноистории, вызывающей не сентиментальные слезы, а леденящий ужас и понимание того, что все эти мужские военные игры творятся не где-то там далеко, а переворачивают жизнь всех и касаются каждого.

Великолепный дуэт двух актрис, непрекращающийся и не замирающий конфликт перерождается каждую минуту, весь спектр эмоций: жалость и сочувствие, ненависть и презрение, женская солидарность и неприятие чужих истин – все это переплетаются в причудливый узор. Ночь длинна, станция назначения далеко, в маленьком загончике служебного купе не решаются судьбы и не рождаются истины, в этом мире нет ни правых, ни виноватых, у каждой из этих женщин своя правда, с которой невозможно поспорить. Общее в том, что и та и другая – мать. И для спасения своих сыновей они обе готовы на все.

"Кавказская рулетка" от "русской рулетки" отличается так же, как военная жизнь от мирной – из барабана достается только один патрон, а все остальные остаются на месте, и шансов, что "Аллах тебя простит", практически нет – пять патронов и одно пустое гнездо. Рулетка, выиграть в которую практически невозможно, как невозможно быть победителем в любой войне XXI века, потому что само понятие "победа" – уже вполне тождественно поражению.

Евгения ПЛЯШКЕВИЧ |
Выбор читателей