Поводом для беспокойства Дели стало недавнее интервью президента Пакистана Первеза Мушаррафа российским "Известиям". В числе прочего, Мушарраф предположил налаживание российско-пакистанского сотрудничества и в военной сфере. "Мы искренне надеемся, что наши двусторонние отношения будут также развиваться и в вопросах обороны, где мы бы могли активно сотрудничать, получая взаимную выгоду", – прозвучало в интервью пакистанского лидера. Выбранная Мушаррафом формулировка скорее констатирует факт вялого сотрудничества Пакистана и России в военной сфере, однако в Индии расценили ее иначе. Дели опасается, что Россия попытается вслед за Украиной поставлять Пакистану танки, самолеты и прочую технику – все то, что в настоящее время получает от Москвы сама Индия и что делает ее армию, по общему мнению специалистов, более мощной в сравнении с пакистанской.
Опасения Индия вызваны не только полунамеками Мушаррафа. События 11 сентября прошлого года парадоксальным образом оживили отношения Исламабада с Москвой как партнеров (каких-никаких) по антитеррористической коалиции. Более того: не так давно, на пике индо-пакистанского кризиса, когда весь мир гадал, применят ли соперничающие державы друг против друга ядерное оружие или нет, президент России Владимир Путин предпринял на встрече в Алма-Ате попытку (впрочем, безуспешную) наладить прямые переговоры лидеров двух стран. Первые решительные контакты Москвы и Исламабада, должно быть, показались обеим сторонам вполне продуктивными, и сегодня МИДы обоих государств согласовывают дату и повестку дня визита Первеза Мушаррафа в Москву. Дели опасается, что во время этого визита будет заложен камень в фундамент военного сотрудничества России и Пакистана. В прошлом Россия уже осуществляла поставку в Пакистан 16 вертолетов МИ-17.
Впрочем, Москва сегодня все решительно отрицает. Генеральный директор "Рособоронэкспорта" Андрей Бельяминов заявил индийским СМИ: "У России есть только один стратегический партнер в Южной Азии. Это – Индия, и у нас нет оснований подыскивать на эту роль иного партнера". По словам Бельяминова, он получил "строгий наказ" от президента страны "не заключать никаких военных соглашений" с Пакистаном. Что касается поставки упомянутых вертолетов, Бельяминов назвал ее "гражданской сделкой", не имеющей к "Рособоронэкспорту" никакого отношения. В связи с этим эксперты указывают, что поставки военной техники могут осуществляться военными заводами и напрямую, минуя "Рособоронэкспорт", а значит, мнение руководителя последнего – не более чем частное.
Стоит добавить, что программа военного сотрудничества Москвы и Дели, рассчитанная на период до 2010 года, оценивается в 18 млрд. долларов. Уже сегодня 75% индийской техники родом из России. Кроме того, Россия за $3,5 млрд. продала Индии лицензию на производство 140 истребителей СУ-30МКИ.