Египетские страсти Вашингтона

Читать в полной версии →
Публично Вашингтон и Каир называют друг друга чуть ли не самыми близкими партнерами. На самом же деле ЦРУ и Служба общей разведки Египта постоянно соперничают друг с другом

В последние несколько недель заметно ухудшились отношения между США и Египтом. Со времен президента Анвара Садата Каир считался одним из главных стратегических партнеров Вашингтона на Ближнем Востоке. Теперь же весьма острые противоречия между ними возникли сразу по нескольким важнейшим вопросам, в связи с чем администрация Джорджа Буша прилагает немалые усилия для скорейшей нормализации ситуации.

Одной из важнейших причин нынешнего кризиса является судебный процесс над известным египетским правозащитником, профессором Каирского университета Саадом ад-Дином Ибраимом. Он обвиняется в целом ряде преступлений, в том числе в клевете на режим Хосни Мубарака. 29 июля Высший суд Египта по вопросам государственной безопасности приговорил Ибраима к семи годам тюремного заключения. Столь суровый вердикт вызвал крайне негативную реакцию Вашингтона, поскольку подсудимый, помимо египетского имеет еще и американское гражданство. В ответ глава МИДа Египта Ахмад Махер в самой резкой форме парировал критику Белого дома, гневно заявив, что "Каир не намерен мириться ни с чьим давлением". Реагируя на подобный демарш, американская администрация через Washington Post распространила информацию, согласно которой Буш решил отказать Египту в предоставлении необходимой ему дополнительной экономической помощи.

Дело в том, что Вашингтон предоставляет Каиру вторую по величине финансовую помощь на всем Ближнем Востоке после Иерусалима. До недавнего времени американская экономическая помощь достигала, по различным сведениям, от $1,3 до 2,1 млрд. ежегодно. Однако в конце прошлого года специальная делегация представителей Хосни Мубарака прибыла в США и запросила дополнительные экстренные ассигнования в размере $970 миллионов. Эта сумма срочно понадобилась на поддержание экономики, оказавшейся в глубочайшем кризисе вследствие событий 11 сентября и непрекращающегося израильско-палестинского конфликта. В начале года Вашингтон ответил положительно, и деньги начали поэтапно поступать на госсчета в египетских банках. Теперь же процесс вполне может быть прерван. Кстати, аналогичная ситуация наблюдалась почти год назад, когда Белый дом в категоричной форме потребовал от Каира прекратить тайное военное сотрудничество с Пхеньяном. Тогда это сработало, однако сейчас проблем в двусторонних отношениях куда больше, нежели в минувшем году.

Помимо трений по поводу жесткого приговора египетско-американскому правозащитнику, между Каиром и Вашингтоном существует немало других, не менее острых противоречий. В первую очередь, они связаны с реформой силовых структур Палестинской автономии, в проведении которой обе стороны принимают активное участие. Публично Вашингтон и Каир называют друг друга чуть ли не самыми близкими партнерами. На самом же деле ЦРУ и Служба общей разведки Египта постоянно соперничают друг с другом, что практически еженедельно выливается в препирания по поводу мельчайших нюансов, а в худшем случае в прямое, хоть и тайное противостояние между спецслужбами.

Одновременно противоречия обостряются из-за еще одного регионального конфликта – в Судане. США добиваются продолжения переговоров между исламскими лидерами Хатума и языческо-христианской оппозиции на юге страны. По мнению Белого дома, решение суданской проблемы возможно лишь при условии предоставления автономии южным районам государства с последующим определением их статуса путем общенародного референдума. Каир же выступают за сохранение территориальной целостности южного соседа. Данная позиция египтян объясняется их опасением пересмотра соглашения о распределении вод Нила, проистекающего на земли Египта из сопредельного Судана. Кроме того, в Каире не исключают, что официальное разделение соседнего государства по религиозно-политическому признаку приведет к еще большей радикализации исламских лидеров Хартума, что, в свою очередь, укрепит позиции исламистского движения как во всем регионе, так и в самом Египте. Поэтому в решении суданского конфликта Хосни Мубарак куда больше предпочитает сотрудничать с Муамаром Каддафи, чем с Джорджем Бушем.

Еще одним спорным моментом в американо-египетских отношениях является иракский вопрос. В то время как Вашингтон полным ходом готовится к военной операции по свержению Саддама Хусейна, Каир все активнее выступает против этого, превращаясь чуть ли не в самого рьяного противника подобной политики в арабском мире.

В свете вышесказанного, обострение отношений между двумя странами в последние несколько недель достигло критической отметки. Как следствие, ближайшее окружение Джорджа Буша направило в Каир специального посланника Дэйвида Сатерфилда. В ночь с 25 на 26 августа он прибыл в египетскую столицу. Почти сразу же эмиссар Вашингтона встретился с личным советником Мубарака Осамой эль-Базом, после чего сделал специальное заявление об особой важности стратегического партнерства США и Египта. Однако на этом, скорее всего, проблемы не закончатся. Дальнейшее обострение отношений двух стран, по всей видимости, станет одним из решающих факторов в процессе общего изменения геополитической ситуации на Ближнем Востоке и вокруг него.

"Новости Онлайн" специально для "Yтра".

Михаил ФАЛЬКОВ |
Выбор читателей