Загон для российского крестьянства

Читать в полной версии →
Несмотря на то, что наша страна формировалась как мощное аграрное государство с преобладанием сельского населения, во все времена самой забитой, нищей и бесправной социальной группой было крестьянство

Так уж сложилось, что историю России переписывали все кому не лень, поэтому поручиться за ее достоверность не сможет, наверное, ни один честный историк, однако все же есть факты, сомневаться в которых не приходится. Вот один их них: несмотря на то, что наша страна формировалась как мощное аграрное государство с преобладанием сельского населения, во все времена самой забитой и нищей, бесправной и нещадно эксплуатируемой социальной группой было крестьянство.

С точки зрения этой деревенской аксиомы, все течет, но ничего не меняется. Ушли белые – пришли красные, ушли красные – снова пришли вроде как белые, но мегаотрасль России – аграрный комплекс – по-прежнему в загоне. Фермерское движение захлебнулось, дотаций не хватает, кредиты слишком дороги, техника отсутствует. Но самое главное - сохраняющийся диспаритет цен. Цены на продукцию сельского хозяйства, в частности на зерно, продолжают катастрофически падать, в то время как цены на промышленную продукцию, в том числе и на ГСМ, неуклонно растут. Но государство не только не торопится дотировать в необходимом объеме сельскохозяйственных производителей, списывать или реструктурировать их задолженность, но всячески препятствует созданию нормального рынка, в частности зерна и продуктов его переработки, а ведь именно рынок (по господствующей либеральной идее) призван устанавливать справедливые цены.

В одной из своих последних передач известный телепотрошитель Андрей Караулов снова утюжил зерновую проблему. Досталось всем. Вопросы все те же. Урожай России отдан на откуп нечистоплотным посредникам, которые сбивают цену ниже допустимого предела (сейчас тонна отборного зерна стоит 800 руб.), в результате чего крестьяне попросту разоряются. У них нет зерновой биржи, у них нет выхода на внешний рынок, у них есть только полубандитский посредник. И попробуй пикни. А государству – плевать.

Даже губернаторы стонут. В той же передаче самарский губернатор Титов заламывал руки: "Я, - говорит, - даже не знаю, кто в государстве выдает лицензии на продажу хлеба за границу. Так бы крестьяне сами продали и получили бы валюту для покрытия кредитов, но никто даже мне не может толком сказать, где и кто выдает такие лицензии". Нас тоже заинтересовала эта проблема. А действительно: почему в России – зерновой стране - нет соответствующей биржи, кто выдает лицензии, почему при богатейших урожаях крестьяне продолжают нищенствовать? И мы, чтобы помочь Титову, обратились к юристам.

По их словам, в целях наведения элементарного порядка 22 января 2001 г. было принято постановление правительства о лицензировании деятельности по закупке, переработке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки. Вроде нормальное дело – госконтроль. Тем не менее, это постановление просуществовало недолго. Дело в том, что 11 февраля 2002 г. утратил силу закон о лицензировании, поэтому в июне 2002 г. Касьянов отменяет действие январского постановления, и в настоящее время лицензируется только деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки. Другими словами, реализация зерна на рынке осуществляется без дополнительного лицензирования.

Единственным государственным органом, который осуществляет контроль, является Государственная хлебная инспекция при правительстве, однако ее полномочия кажутся широкими только на бумаге. В действительности она мало что может сделать. Она должна осуществлять лишь общий контроль, проверять качество зерна, рассматривать вопросы рационального его использования. Естественно, что в настоящее время появилась масса посредников, которые и осуществляют реализацию зерна. Это привело к тому, что цены резко упали.

Почему же никто, несмотря на то, что многие об этом говорят, так и не удосужился создать в России зерновую биржу? Если проанализировать законодательство, то сразу станет понятно, почему не находится желающих. Если сам по себе закон о товарных биржах и биржевой торговле, изменения в котором были внесены последний раз в марте текущего года, никаких вопросов не вызывает, то самый большой вопрос вызывает комиссия при Антимонопольном комитете, которая и выдает лицензии. Постановление о создании такой комиссии было подписано еще Виктором Черномырдиным в 1996 г., и этот документ действует и по настоящее время. Впечатляет состав комиссии: председатель, десять представителей от федеральных органов исполнительной власти, включая человек от Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Министерства экономики. Кроме того, пять человек делегируют биржевые союзы и объединения, еще пять - брокерские гильдии и ассоциации, плюс десять независимых экспертов и представителей от объединений предпринимателей. Посмотрев на круг вышеозначенных лиц, нетрудно догадаться, что любое решение о создании сырьевой биржи можно с легкостью замять, заморозить и забыть, как страшный сон. Было бы желание и соответствующая материальная заинтересованность.

Отсюда вывод: отсутствие зерновой биржи не случайно, она не создается именно потому, чтобы дать возможность посредникам диктовать цены и обваливать рынок в любой момент, когда они того захотят. Это относится не только к зерну, но и продуктам его переработки.

Еще раз обратим внимание на пикантную подробность: означенная комиссия по выдаче лицензий на создание зерновой биржи находится при Антимонопольном комитете, в обязанности которого входит следить за тем, чтобы не было новых монополистов на рынке…


Павел ЗИМИН |
Выбор читателей