Инопланетянин (E.T.)
Universal Pictures, США, 1982-2002
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Генри Томас, Си Томас Хауэлл, Дрю Бэрримор, Роберт Макнотон, Роберт Бартон
Награды: 4 премии "Оскар" (1983), 2 премии "Золотой Глобус" (1983), 1 премия "Грэмми" (1983)
Фильм начался, зал в недоумении заткнулся. Все поняли, что это тот самый фильм, который нам уже двадцать лет показывают по кабельным каналам и в контексте девятичасовых "мировых кино" на каналах центральных. Не изменилось решительным образом ничего, если не считать качества. А оно и так было бы другим, если сравнивать формат домашнего телека и кинотеатра и возможности смотреть старый добрый качественный фильм, сидя в кресле в VIP-рядах.
Придирчивые критики серьезных изданий все-таки выявили два "принципиальных" отличия – в костюмах мальчиков (раньше они хотели нарядиться террористами, сейчас же – политкорректными хиппи) и оружии преследующих их неизвестных людей в черном. Но это выяснилось лишь потом, при прочтении критики. Пока же светские рожи смотрели на экран и жаждали трэша.
Его не было. Извините. Было маленькое лупоглазое и длинношеее существо, был мальчик Элиот – пацифист и всепонимающий ребенок, был его старший брат с щербатой улыбкой, была лучшая роль малышки Дрю Бэрримор, были слезы и детский мир. Были трогательные сцены, недоверчивость взрослых и паника детишек. Был ничего не понимающий инопланетянин. И пугающая его собака тоже была. Все было, а трэша не было.
Пепси не как реклама, которую нужно отслеживать и тыкать пальцем, а как неотъемлемый атрибут юношества двадцать лет назад. Кривые зубы и взлохмаченные косички, бардак в детской и суматошная мама не для атмосферы, а просто потому, что вот так было, и всё тут.
Умильное мычание Е.Т. ("Ити" по-нашему), шея коленкой, глазки блюдцами, пальцы с утолщением на конце, ярко-алая грудная клетка, нежное выкапывание елочки в холодном росистом лесу, надуманная истерика мальчика, узнавание в хэллоуинских персонажах братьев, слово "дом" – не как концепт, а как данность. Пыль, взрослые люди – кроме мамы и позитивных персонажей – по пояс, ключи на ремне секретных агентов, гонки на велосипедах. Наивно. Супер.
Мы выдрессированы на ужастиках и порнухе, мы вжимаемся в кресло и играем желваками, когда нам показываю кровь, слизь, какашки и убийства. Мы ржем, как лошади, когда нам показывают член, сиськи, чернокожих глупцов и подушки на лицо некрасивых девушек. Мы ищем лав-стори и секс, мы деремся надувными сосисками, играя в джедаев, мы цитируем монстров и стыдимся мелодрам. Нам, таким выдержанным, концептуальным, эстетичным киноманам, серьезной публике, показывают искреннюю, детскую историю, которая была открытием двадцать лет назад и сейчас все равно собирает благотворительные купюры в кинотеатрах. Мы привыкли критиковать, искать нестыковки, считать погибающих тараканов на периферии пленки, тыкать пальцем в чистые кеды стоящего по колено в крови главного героя, издеваться над боевиками и презрительно отплевываться в культовых режиссеров.
Е.Т. – это один из очень и очень немногих фильмов, на которые можно идти с кем угодно, и кому угодно понравится. Если этот кто-то сделает вид, что не в восторге, – оставляйте его в фойе кинотеатра, рассуждающим о коммерции, а сами бегите, прячьтесь и выбирайтесь через черный ход. Этому человеку нет смысла показывать что-то новое – он еще старого не усвоил.
С 29 августа в сети кинотеатров "Каро Фильм"; с 1 по 5 сентября – в кинотеатрах "Первомайский", "Алмаз"; с 5 по 11 сентября – в мультиплексе "Формула кино".