Собачья жизнь

Читать в полной версии →
Как утверждают некоторые российские кинологи, из-за того, что в последние годы чемпионские титулы зачастую присуждались за деньги, начала страдать проверка по экстерьеру, у многих пород испортилась нервная система

Лет десять назад, когда в отечественном видеопрокате появились фильмы о бесстрашных, готовых пожертвовать собой братьях наших меньших – "Тернер и Хуч" и "К-9", в России начался бум на собак бойцовых и охранных пород. За несколько лет улицы городов заполонили всяческие разновидности мастифов, фило-бразильеров, стаффов, пит-булей и прочих кровожадных, по мнению неискушенных обывателей, тварей. Особенной страстью к таким животным грешили "новые русские", приобретавшие их для охраны своих телес, подруг, коттеджей и прочего добра. Впрочем, как показала практика, миф о лучшем защитнике человека из мускулов, зубов и шерсти оказался лишь мифом – никакая собака без должной дрессировки не защитит вас ни от грабителей, ни от хулиганов, ни, тем более, от киллеров.

Сейчас, похоже, ситуация меняется. Народ стал приходить в чувство после питов, стаффов и прочих собак габаритных и агрессивных. Видимо, понял, что для защиты и охраны территории нужна не ширпотребная крутизна и груда мышц, а собака с хорошей нервной системой и специалист при ней. Именно поэтому стали входить в моду лабрадор и кане-корсо. Лабрадор – чисто домашняя собака, полуохотничья-полуслужебная, с пониженной агрессивностью. Хорошо натаскивается на спасателя. Кане-корсо в принципе считаются охранными. Однако в России, как говорят дрессировщики, ни одного приличного экземпляра пока нет. По-прежнему не спадает спрос на овчарок (впрочем, эта порода пользовалась популярностью всегда).

Выбирая собаку, в первую очередь надо определиться, для чего она вам нужна – для дома, семьи, дачи, детей, охоты, для защиты на темной улице, для спорта или для спецназа. К слову, в последнее время развелось очень много любителей-собаководов, в погоне за крутизной покупающих собак, предназначенных для двух последних целей, но совершенно не знающих, что с подобным приобретением делать. Таких, по оценкам экспертов, у нас от 30 до 40 процентов всех собачников (если не считать собственников дворняжек, чьи подопечные вообще не учитываются никакой статистикой).

Вопреки бытующему мнению, на птичьих рынках приобретать собаку тоже можно. Просто вероятность купить там что-то путное самостоятельно практически сведена к нулю. Хорошие собаки там попадаются крайне редко. Хотя я один раз видела на закрытой недавно московской "Птичке" такого щенка палевого немецкого дога, какого у нас в России в клубах даже по большому блату не сыщешь.

Но лучше всего покупать породистых собак через клубы (кстати, большинство рекламных объявлений в газетах дают либо клубы, либо члены клубов), что, впрочем, тоже не избавляет вас от необходимости знать некоторые тонкости.

По большому счету, любой заводчик не заинтересован в том, чтобы выпускать хорошую качественную собаку из своего поля зрения – в дальнейшем такие экземпляры используются для разведения, и заводчики хотят иметь гарантии того, что щенка не загубят. Поэтому их либо продают очень дорого, либо только своим. Остальные, как правило, приобретают племенной брак. Нет, это отнюдь не означает, что ваша собака не будет соответствовать положенным стандартам, просто рассчитывать на ее звездное медальное будущее не стоит.

Есть и еще один нюанс. Последние лет двадцать в российской кинологии значительно снизился уровень проверок на рабочие качества. Кроме того, утверждают некоторые российские кинологи, из-за того, что в последние годы чемпионские титулы зачастую присуждались за деньги и владельцы клубов пытались вязать своих собственных собак "по блату", начала страдать проверка по экстерьеру, у многих пород испортилась нервная система. В частности, сильно пострадали немецкие овчарки, доберманы, ротвейлеры, колли.

Хороших спортивных собак, как правило, ищут только через знакомых в питомниках или у заводчиков. Это должен быть щенок с известными предками, обязательно проведенным тестом нервной системы и постоянным наблюдением всего помета в течение 1-3 месяцев. Часто таких собак привозят из-за рубежа, опять же по большому блату. Иногда хорошую спортивную собаку можно найти через собачьи площадки или кинологические клубы. Но, как правило, это касается только немецких овчарок.

Стоимость колеблется от 1500 до 2000 тысяч долларов (это только на овчарок); если мастер сам для себя чуть-чуть щенка отбраковал, то может отдать и за 700-900. "Игорь искал собаку директору одного рынка примерно 4 месяца, – рассказывает Владимир Вшивцев, курсант-стажер кинологического центра "Ясенево". – Пометы отслеживал, наблюдал, тестировал, чтобы и пес был физически здоров, и порода была видна на уровне, и чтобы нервная система была крепкая. А все щенки от Женькиной – еще один наш инструктор – суки разошлись вообще втихую. Парочка по рукам, а остальные пять – в питомник на работу".

Впрочем, купить такого щенка еще не означает в итоге получить спортивную собаку экстракласса. Многое зависит именно от дрессировки, причем не только от дрессировщика, но и от самого хозяина. Вернее, от того, насколько правильно хозяин будет себя вести. "Это работа. Долгая, тяжкая, – прокомментировали нам в кинологическом центре "Ясенево". – Как правило, если это первая собака, то, скорее всего, получится так называемое "ремонтное поголовье".

К слову, дрессировать нужно любых собак, как спортивных, так и не спортивных. Просто сложность дрессировки будет разной. Если этого не делать, то в один прекрасный момент домашний любимец на команду "ко мне" просто пойдет от вас, проигнорировав и команду, и кличку, и все остальное. Самый низший курс дрессировки – постановка послушания. Высший – защита, охрана и прочие прелести служебного собаководства.

Стоимость одного урока у профессионала: послушание со стабильной породой – около 20-25, защита от 50 баксов, это если заниматься индивидуально. Теперь, если официально, на специализированных площадках: одно занятие стоит 120 рублей, защита – 180 (в группе по 5-7 собак). Однако, несмотря на это, дрессировка на площадке имеет свои плюсы. Во-первых, с группой работает также бесплатный ассистент. Во-вторых, наличие "группы" и толпы позволяет расширить возможности дрессировки и проверить реакцию собаки в экстремальных ситуациях. Однако и на частных уроках, и на площадке не стоит забывать о том, что хороших результатов можно добиться только каждодневным повторением показанного. "Час тренировки на площадке – это прежде всего урок для хозяина, – говорит сотрудник кинологического центра "Ясенево". – Ему показали, что и как надо делать, а он потом должен добиваться результата от собаки каждый день. Хоть по 5 минут, но каждый день. Это не все понимают. Вот у нас был случай. Один большой начальник привел к нам свою якобы немецкую овчарку (по-нашему "ненецкую", то есть с подмесью). Ему эту собаку верноподданные сотрудники подарили, наплетя, что у щенка прабабка – Австрийская Волчица! Щенку было еще месяцев 6-7, от горшка два вершка, но уже лидер. От нас требовалось поставить ему послушание. Два первых занятия мы с шефом из кожи лезем, пытаемся научить начальника работе с поводком. А на третьем пес вдруг начал бунтовать прямо на площадке. Забился под тумбу, и ни в какую. Мы предложили хозяину дать псу отдохнуть. Так нет, начальник уперся: деньги уплачены, значит, работайте, и всё тут. В результате щенок как цапнет хозяина за руку – поведение для собаки после трех уроков, в принципе, ненормальное. Стали выяснять, как начальничек инструкции выполняет, что провоцирует на лидерство. И тут он расцвел, надул щеки и говорит, дескать, "прабабка у него волчица, поэтому прирожденный лидер, я его дома – хворостиной, чтоб боялся..." Мы обалдели. Пес в результате боялся не его, а хворостины. А все остальные действия хозяина приводили только к укреплению собаки в своем лидерстве. В общем, этот мужик еще на два занятия сходил, а потом жену прислал. Результат оказался чуть-чуть получше, но все равно почти нулевой. Они почему-то считали, что щенку одной площадки хватает. У нас на площадке директор после этого волчью шкуру повесил, как символ".

Выбор читателей