Марина, домохозяйка, 31 год: Да, я часто вспоминаю те жуткие кадры, которые нам в те дни постоянно крутили по телевизору. Скорблю о погибших людях. Не понимаю я только одного: почему столько внимания наша пресса уделяет именно американской трагедии. Вот вы опросы проводите, по ТВ собираются фильм об 11 сентября показывать... А разве у нас все тихо и спокойно? Или мы уже забыли о взорванных домах на Гурьянова, Каширском шоссе и в Волгодонске? О "Курске", о теракте на Пушкинской площади... Самолет с детишками разбился. Жилой дом недавно от утечки газа взорвался... Что же, наши погибшие уже никого, кроме их родственников, не волнуют? Или масштабы не те? А американское правительство, как мне кажется, из своей трагедии просто шоу устраивают. Изменился ли мир после падения башен? Конечно же, нет. Увы.
Александр, менеджер, 27 лет: Сегодня я все чаще себе вопрос задаю: а что же на самом деле там произошло? Американцы во всем обвинили бен Ладена. Но доказана ли его безусловная причастность к этим терактам? Нет. Зато под это дело Афганистан отутюжили, а теперь вот Ирак бомбить собираются. Какие-то у них ковбойские методы: стрелять во всех без разбору. Ну а толку-то? Американцы себя в безопасности, что ли, почувствовали? Очень сомневаюсь. А самое главное – о причинах, которые привели к атаке на Манхэттен, ничего толком не сказано, а значит, и меры приняты совсем не те. Можно, конечно, усиливать безопасность на авиарейсах, можно вообще никого в страну не пускать, однако пока причины не устранены, угроза новых терактов все равно остается. Вы не думайте, что я плохо к США и американцам отношусь, нет, я эту страну уважаю, но политику Штаты, мягко скажем, странную проводят.
Владимир, помощник руководителя, 38 лет: Некоторые политики считают, что результатом 11 сентября и войны в Афганистане стало закрепление американских претензий на мировое господство. Я думаю, что подобные утверждения неверны. Да, у Америки, в общем-то, равного ей соперника нет. Однако США все равно не могут навязать свою волю международному сообществу. И никакие государства не будут переходить под контроль Вашингтона. США приходится считаться с реальностью. Впрочем, если США смогут объявить о легкой победе в войне с бен Ладеном, то, вполне возможно, они, возгордившись, попытаются диктовать свою волю другим государствам.
Николь, менеджер: Думаю, что спустя год сочувствующих американской трагедии стало меньше, а недоброжелателей Америки – больше. К сожалению, после 11 сентября Америка не поумнела, а поглупела и всё больше становится похожа на обезьяну с гранатой, которую неизвестно куда швырнет.
Михаил, безработный, 40 лет: Никаких качественных изменений со времени теракта в США не произошло. Как тогда, так и сейчас странами и миром правит кучка людей, преследующих свои личные интересы. И то, что часть из них представляет так называемый мир демократии, существа дела не меняет. Эти люди сделают все от них зависящее без оглядки на методы и средства, чтобы укрепить власть свою и своей касты. Объявленная США "непримиримая борьба с терроризмом" – это лишь ширма. На данном этапе США нужно поднять экономику, а для этого одним из лучших средств является маленькая победоносная война с минимальными потерями и на чужой территории. А уж если такая война позволит взять под контроль 20% мировых запасов нефти, то доказательства причастности мешающих к террористической деятельности найдутся. Терроризм сам – это не болезнь, а симптом. Бесполезно бороться с отдельным симптомом.
Олеся, служащая, 30 лет: Не знаю, как мир за год изменился. По моему мнению, никак. Мы-то думали, что все цивилизованные страны сплотятся, начнут вместе против международного терроризма сражаться. А этого не произошло. Мир не стал безопаснее и справедливее.
Никита, строитель, 43 года: Я считаю, что за этот год в мире стало еще опаснее. Люди разобщены в силу религиозных, нравственных и прочих разногласий. Кроме того, события 11 сентября дали повод Америке продемонстрировать свою силу. Сейчас Штаты собираются на Ирак напасть, это будет, на мой взгляд, ничем не спровоцированная агрессия. Им просто режим Хусейна не нравится. Да мало ли кто кому не нравится, пускай сами иракцы со своим лидером разбираются: если он их устраивает, то и на здоровье.
В общем, как мы видим, россияне не считают, что мир за год изменился в лучшую сторону. Не слишком улучшилось и отношение к Соединенным Штатам. Более того, за прошедшие 12 месяцев россияне несколько дистанцировались от событий 11 сентября. Согласно недавно проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения опросу "Россия и США: год после теракта", почти вдвое увеличилось число россиян, придерживающихся мнения о том, что теракты – исключительно внутреннее дело американцев. А на вопрос "Согласны ли вы с тем, что американцам досталось поделом, и теперь они на своем примере узнали, как чувствовали себя во время бомбардировок люди в Хиросиме и Нагасаки, Иране и Югославии?" "скорее да" ответили 52% опрошенных, тогда как в прошлом году цифра была, хоть и ненамного, но меньше – 50%. Но вряд ли стоить упрекать наших граждан в черствости и бездушии – скорее всего, дело в том, что не оправдались их надежды на лучший и справедливый мир.