В ходе совещания в Сочи, на котором присутствовали министр обороны Сергей Иванов, директор ФПС Константин Тоцкий и директор ФСБ Николай Патрушев, Путин потребовал принять меры по дополнительному укреплению государственной границы и подготовить спецоперации в случае повторения попыток прорыва на территорию России. Кроме того, руководству Генштаба ВС РФ поручено доложить "о возможности нанесения ударов по достоверно разведанным базам террористов в ходе операции преследования".
Жесткие заявления российского руководства озвучены с оговоркой – превентивные удары по базам террористов могут и не состояться в том случае, если официальный Тбилиси будет действительно контролировать свою собственную территорию и не допустит возможных нападений международных террористов со своей территории. Впрочем, ясно, что Тбилиси, "запустивший" Панкисское ущелье еще с 1999 года, не пойдет на кардинальное решение проблемы, поскольку не имеет для этого ни возможностей, ни желания. Три года у Москвы ушло на то, чтобы позиция Шеварднадзе и грузинских силовиков поменялась от полного отрицания присутствия террористов на своей территории до признания этого факта. В Кремле пристально следили и за развитием "спецоперации" в Панкисском ущелье, предпринятой Грузией в конце августа. Ожидание результатов затянулось – предупрежденные боевики и наемники покинули обжитые места. Грузинский спецназ не задержал ни одного (!) настоящего боевика. А в МВД Грузии, на которое возложено руководство операцией, уже заявили, что "вежливая" акция продлится до предстоящей зимы. Но не только это вызвало возмущение российских политиков. В последние дни поступает тревожная информация из Абхазии и Южной Осетии, в которых несут службу тысячи российских миротворцев. По имеющимся данным, к границам этих республик стянуты боевики из отрядов Гелаева и наемники из арабских стран. Как сообщил представитель пресс-службы Генштаба Абхазии Левон Галустян, представители ООН в Грузии извещены Сухуми о том, что "чеченские террористы перешли из Панкисского ущелья в Кодорское ущелье". Москва больше не желает констатировать нагнетание обстановки на своих границах.
Примечательно, что за несколько часов до путинского заявления почти сенсационное признание сделал глава грузинских пограничников генерал Валерий Чхеидзе, сообщивший журналистам, что граница с Россией на чеченском участке прикрыта "весьма условно", ведь ее охраняют всего 120 (!!!) грузинских пограничников. Поэтому, по версии грузинского генерала, еще год назад не желавшего признавать, что боевики разместились в Грузии, сегодня картина выглядит примерно так: днем грузинская сторона худо-бедно мониторит собственные рубежи, а ночью наступает время гелаевских боевиков и арабов, которые "малочисленными группами просачиваются через границу в темное время суток".
Вчера Владимир Путин потребовал от властей Грузии безоговорочной выдачи экстремистов, включая тех боевиков, которые с оружием в руках были задержаны на грузинской территории летом этого года после неудавшейся попытки прорыва в Россию. По данным российских спецслужб, в Грузии находятся террористы, причастные к взрывам домов в России и терактам в США.
Комментируя заявление президента России, глава комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин назвал его "последним предупреждением руководству Грузии". Впрочем, возможные удары по базам террористов на грузинской территории откладываются как минимум до начала октября этого года – Путин рассчитывает на встречу с Шеварднадзе в Кишиневе на саммите СНГ.