Виновником дорожно-политического скандала стал мэр британской столицы, которая, как и многие мегаполисы мира, пытается преодолеть жесточайший кризис трафика в центре города. Мэр Кен Ливингстон (Ken Livingstone) своим распоряжением вводит с января 2003 г. специальную пошлину для проезда машин через центр Лондона. Пошлина, составляющая в рабочие дни 5 фунтов стерлингов, является обязательной решительно для всех машин, включая транспорт дипломатических миссий. Ливингстон намерен потратить полученные средства на расширение транспортной инфраструктуры, а также на обновление общественного наземного транспорта.
Дипломаты США тут же возмутились. Представитель посольства, в котором работают около 700 сотрудников, назвал намерение градоначальника не делать исключение в этом вопросе даже для работников дипмиссий "возмутительным". Американцы считают, что это распоряжение противоречит Венской декларации от 1961 г., запрещающей национальным властям взимать какие-либо налоги с сотрудников дипломатических корпусов. США говорят, что отражают точку зрения и посольств других стран.
Мэр Лондона парировал мгновенно. Он вовсе не собирается облагать иностранных дипломатов налогами, речь идет о пошлине, дорожном сборе, и Ливингстон предлагает не путать одно с другим. Хуже всего то, что мэрия отказывается напрямую общаться с американскими дипломатами, считая, что новые правила - дело решенное. Попытка США обратиться за разъяснениями к своим коллегам из британского МИДа также оказалась обескураживающей: там с истинно английской витиеватостью дали понять, что в компетенцию мэрии вмешиваться не могут.
Теперь США грозится ответными мерами. Остается неясным одно: обложат ли в Вашингтоне или Нью-Йорке дорожным налогом одних лишь британских дипломатов, или посланников других государств тоже.