Термин "эвтаназия" впервые употреблен Ф.Бейконом в XVII столетии для определения "легкой смерти", и с XIX века стал означать "умертвить кого-либо из жалости". Термин "легкая смерть" использован Конгрегацией Вероучения в "Декларации об эвтаназии" от 5 мая 1980 года. "Под словом эвтаназия подразумевается всякое действие или, наоборот, бездействие, которое, по своей сути или намерению, приводит к смерти, имеющей целью устранение боли и страдания" – речь идет о преднамеренном убийстве при помощи методов, провоцирующих меньшие страдания, чем испытывает больной.
Открытое обсуждение проблем эвтаназии привело к ее законодательному утверждению в ряде стран. Она была узаконена инструкцией от 14 апреля 1994 года, принятой Голландским парламентом. Его примеру последовали некоторые другие законодательные органы различных стран: Соединенных Штатов Америки (в частности, штата Орегон в 1994 г.), Северной провинции Австралии (25.05.1995). В любой больнице Финляндии можно получить подробную инструкцию по этому поводу. Известный врач Джек Кеворкиан из США открыто признал, что, начиная с 1991 года, помог умереть более чем 50 больным, и при этом никогда не привлекался к уголовной ответственности. Но у эвтаназии есть и огромное количество противников, споры вокруг этой проблемы не утихают.
"Бессмысленное страдание является злом"- это один из главных аргументов в пользу эвтаназии. Если человек никому не обязан своей жизнью - значит, он является ее полным хозяином и может сам решать проблему своей смерти. По большому счету, это разговор о свободе воли. Но следует признать: для людей и обществ, высшими идеалами которых являются личное благосостояние, смыслами жизни – красота, здоровье и сила, строго логичными являются идеи уничтожения инвалидов и «неполноценных» людей, тяжело и неизлечимо больных. Таковой была точка зрения Платона, нацистов, и такова политика руководителей стран тоталитарных режимов, где государство имеет право принимать решение о ликвидации "бесполезных и лишних ртов". Но столетия христианства на Западе и трагическая история прошлого века сохранили у людей чувство отвращения перед такими идеологиями…
Не удивительно, что одним из главных противников эвтаназии выступает христианская церковь. Эвтаназия для христиан - является прямым нарушением Божьего закона. Заповедь "не убий" не знает "смягчающих обстоятельств". Декларация Конгрегации Вероучения 1980 года заявляет: "Совершенно необходимо объявить со всей решительностью, что ничто и никто не может разрешить убийство невинного человека, будь он эмбрионом или плодом, или ребенком, или взрослым, или пожилым, неизлечимо больным, или умирающим. Кроме того, никто не может требовать совершить такое убийство ни в отношении самого себя, ни в отношении кого-либо другого, находящегося под его ответственностью, не может также согласиться на это ни прямым, ни косвенным образом". Таким образом, осуждение касается всякого посягательства на человеческую жизнь - как аборта, так и эвтаназии.
Споры не утихают и не утихнут. Конечно, разговор об эвтаназии – это разговор не только и не столько о праве врача совершить умышленное убийство, сколько о праве неизлечимо больного человека принять самостоятельное решения о собственной смерти. Христианство – одна из основных мировых религий, но не единственная. Отношение к смерти и свободе воли – сложные вопросы. Признавая право каждого человека на жизнь, следует признать и право каждого человека на смерть – достойную.
Участники "Движения приютов", широко известного в Европе, говорят: "если наша цивилизация способна к достойному отношению к смерти, она будет способна и к достойному отношению к жизни и любви." В созданных ими центрах по уходу за безнадежно больными туберкулезом специалисты борются не за жизнь пациентов, а облегчают их страдания. Не убивая их.