Конец августа – начало сентября 2002 г.: боевики покидают Панкисское ущелье в преддверии операции грузинской полиции. Часть боевиков выдвигается в северо-западном направлении на автомобилях, арендованных у грузинской стороны (грузовики "Урал" и "КамАЗ"). Одну из колонн засекают российские спецслужбы. Гелаевский "спецназ" маневрирует, изучая слабые места в системе охраны госграницы России. Такой участок найден – стык административной границы Северной Осетии и Ингушетии. Гелаев и его личная гвардия перебрасываются к границе вертолетами грузинских ВВС. Аренда каждого рейса составляет $5 тысяч.
20 сентября 2002 г.: группа террористов переходит границу с Россией, воспользовавшись услугами грузинских проводников, нанятых за $7 тысяч (сведения подтверждены показаниями пленных ваххабитов, захваченных в селе Галашки – О.П.). На территории Ингушетии гелаевцев ведет местный житель. В этот же день боевики нападают на военный автомобиль 58-й армии, застрелив двоих офицеров, и отрывают огонь по патрулирующему вертолету ВВС России.
Еще одна банда экстремистов захватывает патруль наблюдателей ОБСЕ в Грузии, в километре от ингушского участка границы. Отпущенные наблюдатели, соблюдая договоренность с боевиками, возвращаются в Тбилиси и сообщают об инциденте лишь 25 сентября. К этому моменту группы боевиков скрытно просочились в Россию. Представители Северо-Кавказского управления ФПС России сообщают, что случаев массового перехода границы не зафиксировано. По одной из версий, гелаевцы скрывались в Ингушетии и Северной Осетии с 15-16 сентября.
22-23 сентября 2002 г.: одна из групп боевиков замечена дозором Назрановского погранотряда при переходе границы. Банда уходит в горы, воспользовавшись туманом. Передвижения групп боевиков зафиксированы в Ингушетии. Четырех боевиков Гелаева – двух арабов, кабардинца и русского – якобы арестовывают грузинские пограничники и доставляют в Тбилиси.
24 сентября 2002 г.: при прочесывании местности в горах Ингушетии происходят первые столкновения с подразделениями федеральных сил. Боевики, отстреливаясь и минируя местность, отступают в сторону Чечни. Преследование ведется спецназом внутренних войск и армейской разведкой.
25 сентября 2002 г.: первые сообщения о боестолкновении в окрестностях села Галашки. Боевики несут потери. Эти данные полностью опровергают в МВД Ингушетии.
26 сентября 2002 г., 4:00 мск: около 200 боевиков под командованием Абдул-Малика входят в село Галашки, где вступают в бой с милиционерами Сунженского РОВД и бойцами ингушского ОМОНа. Другая группа боевиков выдвигается в направлении Аршты – Бамут. Первые пленные захвачены ингушскими милиционерами близ Аршты. Село Галашки блокируется федеральными силами: подразделения 503-го полка МО России, сотрудники мобильного отряда МВД России и МВД Ингушетии.
Версии: Абдул-Малик – русский ваххабит Виталий Смирнов, уроженец Надтеречного района Чечни, принявший ислам. По другим данным, Абдул-Малик – один из позывных Руслана Гелаева (его традиционный позывной "Ангел" около 20 раз выходит в эфир в последние сутки). Источники в спецслужбах и в МВД Ингушетии уверены: Гелаев находится в Галашках и, возможно, пытается пробиться в горное село Бамут. Боевики стремятся выйти в район бывших ракетных шахт.
Боевики укрепляются в домах в центральной части села. По свидетельству местных жителей, они крайне озлоблены, голодны и агрессивны. Банда прекрасно вооружена, в том числе ПЗРК. Мобильная группа экстремистов передвигается на автомобиле "Газель". В ходе боевых действий погибает жительница села Арапханова, расстрелянная ваххабитами, селянин Оздоев получает ранение шальной пулей. Еще двое жителей – мужчина и ребенок получают осколочные ранения.
8:00 мск: в двух километрах западнее Галашек боевики сбивают вертолет огневой поддержки Ми-24. За вертолетом устроена настоящая охота – по нему выпущено пять (!) ракет. При падении машины погибают два члена экипажа (командир – майор Валентин Власов). Еще один вертолет, благодаря мастерству пилотов, избежал попадания ПЗРК "Игла". Из гранатометов подбит бронетранспортер Минобороны России. Второй БТР с ингушскими омоновцами подбит на южной окраине села.
Боевиков, засевших в центре села, выбивают военные и милиционеры, бандиты несут потери и отходят южнее Галашек, попадая под массированный огонь артиллерии и авиации. Часть банды занимает оборону в зданиях животноводческой фермы, расположенной в двух километрах к югу от села. Одновременно боевики, применяя минометы, атакуют подразделения федеральных сил, пытаясь овладеть тремя мостами через реку Асса и уйти в сторону границы с Чечней. Попытки прорыва пресечены оружием коллективного боя.
14:00 мск: селение Галашки очищено от боевиков, местные жители, эвакуированные военными, возвращаются в свои дома. Потери боевиков составляют десятки убитыми; три экстремиста взяты в плен. Официальные данные МО России на этот час – 7 погибших и 17 раненых.
14:00-17:00 мск: по участкам лесного массива, где укрываются гелаевцы, авиация наносит массированные удары. В ходе преследования обнаружены тела 32 убитых боевиков, среди которых наемники из Саудовской Аравии, грузинский студент, граждане Турции. В числе убитых и подданный британской короны – журналист телекомпании "Фронтлайн-Ньюз" Родериг Джон Скотт, который находился в банде. Британец снимал фильм о боевиках Гелаева, получив визу в Грузии и аккредитацию в МИД республики. Последний раз он выходил на связь пять недель назад из Тбилиси. При убитом журналисте, одетом в униформу НАТО, обнаружены видеокамера с отснятым материалом, спутниковый телефон, блокнот с записями и два магазина от автомата Калашникова.
17:00 – 19:00 мск: в районе селения Бамут на территории Чечни окружена банда из 150 боевиков, которые действуют группами по 3-5 человек. Судьба и точное местонахождение Гелаева пока неизвестны. В район переброшены армейские части, подразделения чеченского ОМОНа и сотрудники райотдела милиции. По словам министра обороны России Сергея Иванова, в ходе операции погибло 14 военнослужащих. Общее количество потерь среди федеральных сил в МВД Ингушетии оценили в 20 человек. Как сообщил глава военного ведомства России, уничтожено 40 экстремистов – речь идет об обнаруженных трупах. Прочесывание местности продолжается. Как сообщают источники "Yтра", перестрелки с отдельными боевиками и мелкими группами периодически возникают на окраине села Галашки и в прилегающем лесном массиве. Боевые действия продолжаются и в районе селения Аршты, расположенном в пяти километрах от Бамута. Как заявил Сергей Иванов, если подтвердится факт прорыва боевиков в Ингушетию с территории Грузии, это может стать последней каплей, которая переполнит чашу терпения России: "Мы будем пользоваться всеми возможностями для отражения этой агрессии, которые предоставляет нам международное право и резолюция ООН по борьбе с терроризмом".
* * *
Полевого командира Руслана Гелаева громят регулярно – раз в год, и каждый раз он самым непостижимым образом умудряется выбраться из окружения.
Март 2000 года – крупный отряд Гелаева (около 1000 человек) полностью окружен в его родовом селении Комсомольское. В ходе многодневных боев крупная банда перестала существовать. Потери боевиков оцениваются в 500-600 человек. Часть бандитов вырывается из окружения, пустив перед собой на минные поля заложников и пленных российских военнослужащих. Тело Гелаева две недели искали в подвалах разрушенного села. Но полевому командиру удалось выйти из окружения и перебраться в Грузию. Более того, Гелаев сумел переправить в Панкисское ущелье и семью.
Октябрь 2001 года – отряд Гелаева из чеченских боевиков, арабских наемников и грузинских "добровольцев" автоколоннами МВД Грузии перебрасывается из Панкисского в Кодорское ущелье Абхазии, где скрытным маршем движется по направлению к Сухуми. За боевиками двигаются части грузинской армии, занимающие абхазскую территорию. В Кодорском ущелье банда Гелаева остановлена абхазскими формированиями и разгромлена. Сам Гелаев получает тяжелые осколочные ранения ноги и брюшной полости. Телохранители выносят его из района боевых действий на руках. Раненого полевого командира эвакуируют по приказу Эдуарда Шеварднадзе на вертолете. В городе Рустави ему сделана операция, в ходе которой удалена часть кишечника. На лечение уходит около полугода, после чего Гелаев вновь активно перемещается в Панкисском ущелье, инспектируя базы и учебные центры террористов. В этот период он встречается с Шеварднадзе. Во время переговоров вырабатывается общая линия действий партнеров.
В конце июля – начале августа 2002 года Гелаев посылает в Чечню отряд полевого командира Хасана. Боевики провели разведку боем в Итум-Калинском районе (перевал Кериго), понесли потери и растворились в горах.
Сентябрь 2002 года – Гелаев при поддержке грузинских спецслужб перебрасывает силы на ингушский и осетинский участки границы с Россией. Боевики проникают на сопредельную территорию мелкими группами. Группы гелаевцев маневрируют у границы с Южной Осетией, Кабардино-Балкарией и Абхазией. Одновременно часть экстремистов дестабилизирует обстановку на дагестанском участке границы. При каждой крупной банде чеченских боевиков и арабов находятся грузинские проводники и представители тбилисских спецслужб.