Идея топливно-энергетического партнерства между двумя государствами давно усиленно рекламируется. Как известно, таким способом Вашингтон намерен диверсифицировать источники нефтяного импорта и снизить сырьевую зависимость от стран Ближнего Востока. Подобная позиция на фоне весьма вероятной военной акции против Ирака и продолжения начатой ранее антитеррористической операции выглядит оправданной. Однако даже сейчас многие аналитики скептически рассматривают саму возможность российско-американского нефтяного партнерства.
Прежде всего, эксперты обращают внимание на отсутствие у России необходимой инфраструктуры и возможностей для коммерчески оправданного экспорта. Более того, наша страна не в состоянии в короткие сроки увеличить добычу и экспорт без ущерба для своих традиционных потребителей из Европы и Азии. "Там нет свободных мощностей. Они производят все, что могут производить. Таким образом, если к нам придет российская нефть, это будет означать только то, что от кого-то она ушла", - так характеризует ситуацию аналитик Управления информации Министерства энергетики США Эрик Крейл. - "Перед российской нефтяной промышленностью стоит проблема истощения существующих месторождений, старения транспортной инфраструктуры, острой нехватки инвестиционных ресурсов".
Подобные заявления американских правительственных аналитиков подтверждают предположение, что США вряд ли серьезно рассматривают возможность диверсификации импорта нефти за счет России. В гораздо большей степени американская сторона хотела бы таким способом надавить на своих традиционных поставщиков с Ближнего Востока.
Конечно, это не означает, что после нормализации отношений между США и их ближневосточными поставщиками наша нефть полностью перестанет интересовать Америку. Однако вряд ли в этом случае можно будет говорить о каких-либо грандиозных объемах поставок, а тем более об инвестициях в российскую нефтяную инфраструктуру.